Часть полного текста документа:Представления молодых людей о реальных и идеальных родителях Ким Э.Ф., педагог-психолог Кафедра социальной адаптации и психологической коррекции личности Санкт-Петербургского Государственного Университета, г. Санкт-Петербург. В настоящем исследовании изучена роль родительской семьи в формировании представлений молодых людей об идеальных фигурах отца и матери. По нашему мнению, эти представления имеют значение в процессе образования молодой семьи, поскольку, с одной стороны, они дают возможность организовать собственную семейную жизнь по сценарию, отличному от предыдущего поколения, а, с другой, нередко ведут к распаду семьи, поскольку не учитывают реальности жизнедеятельности [1, 2, 3, 4]. Цель проведённого исследования заключалась в изучении взаимосвязи между представлениями взрослых детей о себе, реальных родителях, образах идеальных родителей и особенностями семейных отношений и удовлетворённостью ими. Решались следующие задачи: проанализировать представления молодых людей о себе, реальных родителях и образах идеальных родителей, определить особенности воспитания, используемого родителями взрослых детей, выявить удовлетворённость членов семьи отношениями между собой, проанализировать взаимосвязи изученных показателей. Всего обследовано 40 семей с детьми в возрасте от 20 до 25 лет - всего 100 человек. На момент исследования молодые люди еще не состояли в браке, то есть не имели собственной семьи. Из 40 семей 9 семей - неполных (с одним родителем), 31 - полная (с двумя родителями). Всего было исследовано 100 человек. Гипотезы исследования: 1. Представления молодых людей о реальных и идеальных родителях связаны с особенностями их семейного воспитания в родительской семье. 2. Образы идеальных родителей в представлении молодых людей более согласованы, чем образы реальных родителей. Использованы Гиссенский личностный опросник, опросник "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ), шкала удовлетворённости отношениями между собой членов семьи. Математическая обработка проводилась с использованием: t-критерия Стьюдента для независимых выборок, непараметрических критериев U Манна-Уитни и ТМФ (Точный метод Фишера), дисперсионного анализа, корреляционного анализа. В итоге были получены следующие результаты: 1. Среднестатистический психологический автопортрет молодого человека, принявшего участие в исследовании, характеризуется положительной социальной репутацией, склонностью к властолюбию, хорошим контролем над собой, положительным фоном настроения, замкнутостью, хорошими социальными способностями. При этом девушки оценивают свою социальную репутацию выше, чем юноши. 2. Психологический портрет реальной матери с точки зрения взрослых детей включает такие характеристики, как положительная социальная репутация, властолюбие, высокий контроль над собой, отрицательный фон настроения, замкнутость и низкие социальные способности. Отличий в портретах реальной матери у юношей и девушек не выявлено. Психологический портрет реального отца, с точки зрения взрослых детей, отличают отрицательная социальная репутация, властолюбие, высокий контроль над собой, положительный фон настроения, замкнутость и низкие социальные способности. ............ |