Предприятие как особый вид оценки
Проблема оценки стоимости действующего бизнеса для его владельцев, потенциальных инвесторов, страховых организаций и других субъектов предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики возникает достаточно часто.
Оценка справедливой рыночной стоимости бизнеса имеет большое значение для потенциального покупателя или продавца компании при определении обоснованной цены сделки, для кредитора - при принятии решения предоставлении кредита компании, для страховой компании - при определении размеров страховой суммы и страхового возмещения, для инвесторов - при определении текущей и будущей стоимости бизнеса. Если одна компания стремится приобрести другую, то ей может потребоваться оценка стоимости бизнеса, принадлежащего последней.
Оценка бизнеса также может проводиться в целях оптимизации налогообложения, вывода предприятия из состояния банкротства, формирования и проведении антикризисной политики по предотвращению банкротства.
При этом, оценщик в процессе изучения оцениваемого бизнеса, может высказать свои рекомендации о том, как сбалансировать структуру активов предприятия, навести порядок в начислениях амортизации и оптимизировать структуру затрат предприятия. В итоге, проведение оценки стоимости бизнеса предприятия может способствовать оптимизации системы управления предприятием и внедрению современных методов финансового менеджмента.
Оценку бизнеса предприятия проводят и в других случаях:
· При реструктуризации предприятия.
· При ликвидации предприятия, слияние, поглощение либо выделении самостоятельных предприятий из состава холдинга.
· При определении стоимости акций в случае купли-продажи акций предприятия на фондовом рынке или выкупа их у акционеров.
· При определении кредитоспособности предприятия и стоимости его бизнеса при кредитовании. В данном случае оценка требуется в силу того, что величина стоимости активов в бухгалтерском учете может резко отличаться от их рыночной стоимости;
· При необходимости обосновать то или иное управленческое решение.
Оценка предприятия (бизнеса) представляет собой упорядоченный целенаправленный процесс определения стоимости бизнеса на определенную дату в условиях конкретного рынка. Целью этого процесса является расчет в денежном выражении стоимости, которая может быть наиболее вероятной ценой продажи оцениваемого бизнеса на открытом рынке в условия конкуренции.
В соответствии с российскими и международными стандартами, при оценке рыночной стоимости различных объектов, и, в частности, действующего бизнеса, рекомендуется использовать три основных подхода (совокупности методов оценки). Эти подходы называются соответственно затратный, доходный и рыночный.
Суть затратного подхода состоит в оценке стоимости бизнеса с точки зрения издержек на его создание при условии, что предприятие является действующим. Затратный подход наиболее подходит для оценки бизнеса для целей имущественного или подоходного налогообложения, страхования, проведения технико-экономического анализа.
Однако, в большинстве случаев, заказчик оценки бывает заинтересован определить будущие преимущества и выгоды от владения оцениваемым бизнесом. ............