Часть полного текста документа:Предмет психологии Развитие представлений о предмете психологии. Представления о предмете психологии. Психология как наука о душе -- самый долгий период развития психологии (от античности до нового времени) уже содержал предпосылки перехода к сознанию как к предмету психологического исследования *1_. В неоплатонизме (Плотин, св. Августин) меняется содержание понятия души (душа как познающая источник своего происхождения, некоторой первосущности, единого. У Августина самопознание является критерием души. Конечной целью этого познания является познание божественной сущности души. Это концептуализуется у Августина в 'я мыслю, следовательно я есть'. Отличие от Декарта здесь в том, что Августин имеет в виду, что в каждом из нас есть подобие Троицы. Декарт этой фразой имел в виду что 'я есть вещь, субстанция мыслящая'). Таким образом, в переходе к сознанию есть некоторая логика развития содержащаяся уже в античности. Особенность первой трактовки сознания в том, что оно интроспективно 2*_. Такая трактовка будет связана впоследствии с проблемой эксперимента в психологии (и Вундта, как отца экспериментальной психологии). У Вундта на первом месте всегда стояла интроспекция (эксперимент был косвенным методом). Если бы ситуация была обратная (то есть основным методом был бы эксперимент, то разрушился бы сам предмет, задаваемый через метод). Позже в ситуации кризиса возникали направления, которые строились на базе собственного предмета (бихевиоризм, гештальт психология и т.д.). Проблема объективного метода в психологии: Можно ли изучать субъективное (психику) объективными методами? Если с 17 в. сознание понималось интроспективно, то и метод исследования был связан с предметом. В конце 19 в. (развитие биологии: открытие гомеостаза К. Бернаром, эволюционная теория Дарвина) меняется представление о психике 3*_. Функционализм (Брентано и Джеймс) рассматривает психику в ее отнесенности. На базе функционализма возникает новая программа (Сеченов): психология должна быть объективной наукой и может строить свои знания на основе объективного метода (разрабатывать психологию должны физиологи). Обоснование этого тезиса начинается: 1. с формулы о родстве психического и нервно рефлекторного акта по строению 4*_ (структуре) и по механизму происхождения (протекания). Таким образом получается, что психика (первым и третьим звеньями) включена в объективный мир. Здесь речь идет уже о психическом акте. Психология по Сеченову это ряд учений о происхождении психических деятельностей. То есть психика проявляется, существующая в объективном мире во взаимодействии индивида с окружающей средой, что открывает возможности ее объективного изучения. Отсюда и другой предмет: психика в ее функциональной отнесенности к поведению. Поэтому можно изучать ее через поведение 5*_. Бехтеревым предмет понимался по другому 6*_ (по хронологической логике его развития в работах Бехтерева): 1. Объективная психология (соответствует учению Сеченова); 2. 'Психорефлексология' (два содержания -- психика и рефлекс занимают равные места); 3. 'Рефлексология' (вытеснение психики рефлексом). Психическую деятельность заменила соотносительная деятельность (совокупность сочетательных рефлексов). Бихевиористы напрасно считали Сеченова основателем своего направления, так как Сеченов изучал психику проявляющуюся во взаимодействии индивида с миром. ............ |