Часть полного текста документа: Предмет, метод и функции политэкономии. Экономические школы. Экономические законы. 1. Зарождение экономических знаний. Политэкономия - составная часть экономической теории. Экономическая теория состоит из политэкономии, макроэкономики, микроэкономики, истории экономических учений. Макро- и микроэкономика конкретизируют общетеоретические положения политэкономии. Макроэкономика на уровне страны, микроэкономика на уровне отдельных отраслей. В целом экономическая теория является методологической основой всех экономических дисциплин. 1. Хозяйственно-экономические проблемы всегда находились в центре внимания людей. Донаучные фиксированные проблемы встречаем в мифах, легендах, религиозных верованиях. Первые научные проблемы встречаем также в древности в рамках единой философской науки. Становление экономической отрасли научных знаний. Накопление больших объемов экономических знаний приводит к их расчленению и обособлению. Возникновение специальных исследований относится к началу 17 в. (зарождение капитализма и формирование национальных рынков). Выражала интересы буржуазии. Тогда и возник термин политэкономия. Он был впервые применен французским ученым- меркантилистом Антуаном де Монкретьеном в 1615 г. в "трактате адресованном королю и королеве". Меркантилизм- первая школа политэкономии. Происходит от итальянского слова мерканте (купец). Богатство общества отождествляли с золотом. Источником богатства- торговлю. Меркантилисты способствовали разложению феодализма, первичному накоплению капитала. 2.Классическая политэкономия Классическая ПЭ возникла в связи с проникновением капитала в сферу производства. Классическая ПЭ была господствующей школой во 2 пол.18- нач.19 в. Первые представители этой школы - физиократы (природа и власть). Родоначальник Франсуа Кенэ, которые источником богатства считали производство, но лишь с/х. Главная их заслуга - первая попытка провести анализ общественного воспроизводства. Классическая ПЭ: Вильям Петти, Адам Смитт, Давид Рикардо обосновали, что источником общественного богатства является все общественное производство. 1.Ввели метод абстрагирования, открывающий возможности проникновения в глубинную сущность исследуемых явлений. 2.Заложили основы трудовой теории стоимости. 3.Исследовали механизм воспроизводства общественного капитала. 4.Предприняли попытку объяснить законы, управляющие экономическими явлениями. 5.Выступали за ограничение вмешательства государства в экономику, за свободу торговли. В середине и второй половине 19в. в трудах Сисмонди и Прудона развивалась мелкобуржуазная ПЭ. Она отражала интересы и взгляды мелких товаропроизводителей; не смогла открыть законы экономического развития и потому оказалась бесплодной. 3. Современные школы экономической теории. Современная экономическая теория характеризуется большим кол-вом направлений, школ, течений. Основные: 1) Неоклассическое; 2) кейнсианское; 3) монетаризм; 4) институционально-социологическое. Они различаются трактовкой роли рынка и государства, их соотношения и взаимодействия в экономическом развитии. 1) Неоклассическое исходит из коренного положения классической школы о рынке и конкуренции, как о естественных условиях функционирования и развития экономики. ............ |