Часть полного текста документа:Введение. Неизвестно, каков будет человек через 1000 лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов - тогда он все забудет и всему разучится, и должен будет все начинать сначала. В. О. Ключевский Семья - один из древнейших институтов человеческого общества. Она стала фундаментом государственности у всех без исключения народов планеты, регулируя численность населения, не позволяя забыть истоки этноса, сохраняя вековые традиции и преобразовывая старинные обряды и ритуалы в соответствии с требованиями времени и развитием цивилизации. Состояние института семьи во многом отражает состояние общества. "Семья - кристалл общества, - считал Виктор Гюго, - природа ... даровала людям великое утешение от всех зол, наделив их семьей и Родиной". Этому закону одинаково подвластны и многочисленные нации, и малые народности, и этнические группы. Именно в семье происходит социализация личности, формируются ее культурные, этические, эстетические устои и мировоззренческие позиции. Она хранит национальную память народов, и - вне зависимости от численности и "возраста" - память эта облечена в форму различных обрядов, ритуалов, праздников. А праздники были всегда. С течением столетий из просто ритуальных элементов они превращались в обряды, сохранившие глубокие корни и несущие извечную мудрость народного отношения к природе, обществу, близким. Пройдя сложный многовековой путь развития, они донесли до наших дней и светлую духовность, и бережность в познании мира, которые сегодня являются неотъемлемой частью нашей культуры. И это свидетельствует, прежде всего, о том, что символическое, яркое, художественное оформление важных событий в жизни личности, семьи и общества является объективной потребностью сегодняшнего дня. Праздники - неизменные спутники народной жизни. Как бы далеко ни углублялись мы в историю народов России (да и не только России), нам не удастся найти такое время, такой период, в котором не было бы праздников. Начиная от плясок вокруг костра по случаю удачной охоты и кончая Святками, Масленицей, Пасхой, Купальной неделей и прочими календарными торжествами нынешних дней. Со времен первобытных капищ и языческого осмысления природы и своего места и роли в ней народа не упускал случая попеть, потанцевать, поиграть. Славили богов, поклонялись идолам, стремились умилостивить их жертвоприношениям, песнями, танцами, играми. Эта первооснова доживших до наших дней обрядов и ритуалов легко узнаваема, если знать историю формирования и развития нации. Праздники, обряды, ритуалы обладают способностью группового воздействия, утверждают стабильные стереотипы поведения, соответствующие данным общественным отношениям нормы нравственности и ценностные ориентации. С развитием цивилизации праздники становились делом официальным, а с утверждением государственности как формы и средства управления человеческим сообществом еще и регламентированными. Тем же путем шла и церковь. Причем и церковь, и государство очень строго следили за тем, чтобы празднества любого масштаба и содержания не выходили за официально установленные рамки. ............ |