Часть полного текста документа:Праздник Сретения Господня в литургическом освещении еп. Вениамин (Милов) Церковно-богослужебное воспоминание Сретения Господня основывается на известном из Евангелия историческом событии. Церковь в этот праздник хвалебно прославляет Богомладенца Иисуса и Его пречистую Матерь-Деву, принесшую в храм сорокадневного Первенца - Сына для представления Богу Отцу. Песнопения в день Сретения составлены святыми Константинопольскими Патриархами Германом и Анатолием, святым Андреем, Архиеп. Критским, св.Косьмою, Еп. Маиумским, преп. Иоанном Дамаскиным и Андреем Пирром. Поименованные авторы, на основе истории Сретения Господня, раскрывают догматическое учение о Божественной высоте Богомладенца Христа и величии Богоматери. Составленные ими стихиры объясняют причины очищения Пречистой Девы-Матери по законному обычаю и, сравнительно с Евангелием, пространнее излагают пророческие слова Симеона Богоприимца о кресте Христовом. Для связи речи песнопевцы влагают в уста Пресвятой Богородицы обращение к праведному Симеону, неизвестное из Евангелия, но весьма возможное и уместное пред заключением в объятия Богомладенца Симеоном. Стихиры на сретение также изображают изумление бесплотных Ангелов при созерцании Богомладенца на руках Богоматери и старца Симеона. Применительно к отмеченным нами историческим деталям в литургическом описании праздника Сретения Господня воссоздадим целостную картину этого события. Наступил 40-й день по Рождестве Христовом. Пресвятая Богородица Мария, исполняя предписание Моисеева Закона, в этот день принесла Богомладенца Иисуса в Иерусалимский храм. По законному требованию все еврейские дети-первенцы мужеского пола, в сороковой день после рождения, представлялись в храме Лицу Божию и посвящались на служение Богу. При этом родители приносили за первенцев узаконенную пророком Моисеем жертву очищения и уплачивали небольшой денежный взнос, освобождающий новорожденных от постоянного пребывания на службе при храме [1]. Сопровождавший Богоматерь Иосиф Обручник - Опекун Богомладенца, - так же, как и обычные родители, принес за Него в храм установленную денежную плату и в жертву очищения Богоматери - двух голубиных птенцов. По словам св. Андрея, Архиеп. Критского, два голубиных птенца в настоящем случае символизировали будущее возглавление Спасителем новозаветной Церкви из Иудеев и язычников [2]. Христос родился от Девы Марии богомужно, без скверны, и Пречистая не нуждалась в очищении. Она была - чистой Голубицей и нескверной Агницей. Но как смиреннейшая Раба Господня, принесшая Лицу Божию Своего Богомладенца - Агнца и Пастыря, Она Сама благоволила стать внутри церкви вместе с обычными женами [3]. В связи с этим, воздавая должную честь Богоматери, св. Косьма Маиумский вдохновенно замечает: "Притечем к Богородице и воззрим на держимого Его Сына Божия. При созерцании Его и бесплотные духи удивленно говорили друг другу: "Ныне мы видим чудное. Создавший Адама, носится как Младенец; Невместимый вмещается на руках; Сущий в неописанных Отчиих недрах описуется плотью" [4]. Священная и неискусобрачная Дева Мария, держа девственными руками Богомладенца - Создателя всех младенцев, - показала подзаконной Церкви - Законодавца, предобручавшего Себя новозаветной Церкви. ............ |