Введение
Актуальность темы исследования. 1 января 2004 года вступил в силу новый Таможенный кодекс Российской Федерации[1], который внес в таможенное право принципиально новые положения, ранее не существовавшие в российском таможенном законодательстве. В первую очередь, нововведения коснулись порядка таможенного оформления товаров и транспортных средств. Это объясняется многими факторами, но в первую очередь, предстоящим вступлением России в ВТО. В процессе переговоров о принятии России в данный торговый союз, ВТО были выдвинуты определенные требования, необходимые для выполнения. Это, изменение таможенного законодательства, снижение экспортных пошлин с последующим их отменой, упрощение и ускорение процесса таможенного оформления, регулирование, а не контроль, внешнеэкономической деятельности, приведение процедур к общепринятым и единообразным.
Российская Федерация постепенно выполняет поставленные задачи: развивается сотрудничество в сфере международной торговли, внешнеэкономической деятельности российских предприятий.
Кроме того, очередным шагом на пути России в ВТО, стало принятие нового Таможенного кодекса. В настоящее время именно таможенным законодательством регулируются вопросы внешней торговли, защиты внутреннего рынка и обеспечения экономической безопасности, а также сбора денег в бюджет.
Новый ТК разработанный специально в соответствии с наработанной мировой практикой, основанный на других таможенных актах, таких как Международная конвенция об упрощении и унификации таможенных процедур, Генеральном соглашении о тарифах и торговле, Правовом статусе Совета таможенного сотрудничества и других, внес значительные изменения в существовавшие нормы о таможенном оформлении в действовавшем ТК. Это: сокращение сроков таможенного оформления, предварительное, неполное, периодическое декларирования, льготы по уплате таможенных платежей и прочее.
Проблема изменения законодательства стоит для России на одном из первых мест. Причинами этого являются недостаточная либеральность и прогрессивность существующих норм. Вот, если бы можно было принимать законы с большим запасом действенности! Но таможенное законодательство изменяется в процессе сотрудничества с другими странами, поскольку имеет отношения, осложненные иностранным элементом, в процессе создания международных таможенных союзов, в практике своей реализации.
Особенностью нового Таможенного кодекса является сочетание норм прямого действия, с, практически, полным регулированием процесса перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств. В Кодексе разработаны правовые механизмы контроля и исключены попытки двойного толкования положений. Это особенно важно, поскольку единообразное применение таможенных норм является одной из приоритетных задач, которую, в настоящий момент, ставит для себя Федеральная таможенная служба.
Одной из целей принятия ТК, было упрощение и ускорение процесса таможенного оформления. Несочетание старого Таможенного кодекса с нормами международного таможенного права были очевидны, кроме того, явно просматривались проблемы в области внешнеэкономической деятельности: сокрытие товаров от таможенного контроля, наличие альтернативных путей перемещения через границу грузов, присутствие полулегальных таможенных брокеров, недостаточная регламентация определенных явлений, стимулирующая к незаконной деятельности, отсутствие нормальных, своевременных отношений с таможенными органами участников внешнеэкономической деятельности, все эти проблемы призван решать новый Таможенный кодекс Российской Федерации.
Основной идеей Таможенного кодекса является прозрачность внешнеторгового оборота, регулирование внешнеэкономической деятельности, обеспечение нормальной работы таможенных органов. ............