Содержание
рынок предпринимательский аудит аттестация
Введение
1. История становления развития аудита
2. Организационная деятельность аудиторов и аудиторских фирм
3. Правовое положение аудиторов и аудиторских фирм
Заключение
Литература
Введение
Данная курсовая работа посвящена правовому регулированию аудиторской деятельности в России. В работе дается анализ положений Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудите) и принимаемых в их развитие нормативно-правовых актов. Указанный закон имеет базовое значение для регулирования аудита как разновидности предпринимательской деятельности.
Предпосылкой появления аудита в России стала перестройка экономических отношений, переход к рынку, рост предпринимательской активности наших граждан. Аудит явился новой формой контролирования финансово-хозяйственной деятельности предпринимателей; он сочетает в себе проверку финансовой отчетности организаций и оказание услуг по налоговому, правовому, управленческому консультированию.
Период становления российского аудита характеризовался директивным созданием аудиторских фирм, работой по организации аттестации аудиторов, лицензированию аудиторской деятельности, выработке требований к профессиональным участникам аудиторского рынка и правил проведения проверок и оказания сопутствующих аудиту услуг.
Процесс формирования рынка аудита в России, по существу, завершен: определены положение участников с учетом их роли в отношениях по поводу аудита, их права и обязанности; установлены правила поведения на рынке аудита; создана многочисленная группа профессионалов, осуществляющих проверки финансовой отчетности, владеющих концепциями и процедурами бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.
По данным Департамента финансового контроля и аудита Минфина России, за период 1994-2001 гг. Центральной аттестационно-лицензионной комиссией Минфина России было выдано 23 600 лицензий (в том числе аудиторским организациям - 14 700 и индивидуальным аудиторам - 8900), число действующих лицензий составило около 8900 (в том числе по общему аудиту - 7700, аудиту инвестиционных институтов и аудиту страховщиков - 266). За тот же период Центральной аттестационно-лицензионной комиссией Минфина России утверждено к выдаче почти 36 500 квалификационных аттестатов аудитора. Число действующих квалификационных аттестатов составило 24 900.
На данном этапе развития аудиторской деятельности, когда в целом рынок аудита насыщен профессиональными субъектами, необходимо решить вопрос о повышении качества оказываемых аудиторами услуг. Решение этого вопроса связано с четкой организацией и эффективной работой системы аттестации аудиторов, установлением требования об обязательном обучении и повышении квалификации аудиторов, принятием мер по организации системы повышения профессионального уровня аудиторов, организацией систематического контроля за качеством аудита. Формирование аудиторского сообщества позволяет ставить вопрос о развитии саморегулирования аудита.
Предметом рассмотрения в настоящей работе стали нормы закона об аудите, других нормативных актов во взаимосвязи с положениями специальных законов и соответствующих подзаконных актов, правоприменительная и судебная практика.
Важным представляется вывод о том, что в России существует сформировавшийся правовой механизм регулирования аудиторской деятельности.
Работа содержит характеристику организации аудита в России как особой разновидности отношений в условиях современной рыночной экономики с учетом специфики субъектного состава, в том числе профессиональных участников аудиторского рынка, и динамики их развития.
1. История становления и развития аудита
Первоначально (1987-1993 гг.) нормы об аудите содержались в отдельных правовых актах. ............