Часть полного текста документа: 1.Научно-исторические теории происхождения гос. и права. Познание государства и права следует начинать с вопроса о происхождении государства - всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт, или же он появился на определенном этапе развития общества. Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее населения, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом. Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Естественно, что они еще в древности стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Приведем несколько примеров существующих теорий. Теологическая. Данная теория восходит своими истоками еще к древнему миру. На рубеже 12-13вв в Зап. Европе развивается теория "двух мечей". Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они возложили в ножны, ибо не пристало самой церкви использовать меч, а другой они вручили государям для того, что бы они могли вершить земные дела. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации над светской и доказать, что нет государства и власти "не от бога". Тогда же появляется учение Фомы Аквинского. Он утверждал, что процесс возникновения государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира. Патриархальная. Аристотель, Михайловский. Она исходит из того, что государство происходит из семьи. Является результатом разрастания семьи. Гос. власть, по мнению сторонников этой теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха - это патриархальная власть главы семьи. Договорная. Радищев, Руссо. Эта теория объясняет происхождение государства общественным договором - результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Власть монарха является не производной от божьего провидения, а от самих людей. Теория насилия. Гумплович, Каутский. Ее представители считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания, порабощения одних племен другими. Насилие необходимо для удержания в повиновении людей и народов. Поскольку для человека состояние войны и насилия - естественное состояние, постольку и государство как олицетворение силы людей - вечно. Психологическая. Фрейд, Петрожицкий. Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного общества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Также это осознание потребности послушания, повиновения определенным лицам в обществе. Потребность следовать их указаниям. 2. ............ |