Часть полного текста документа:Правовая база МСУ Корчагина Диана Таиповна, зам.директора по работе со студентами Троицкого филиала Челябинского государственного университета В зависимости от субъектов, устанавливающих нормы муниципального права, выделяют следующие источники: 1. Акты федеральных органов госвласти. В их числе Конституция РФ, Федеральные законы, постановления палат Федерального Собрания РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Особое место в регламентации МСУ занимает Конституция РФ. В литературе высказываются мнения о том, что с сугубо теоретической точки зрения, в основном законе страны можно было и не определять общий статус МСУ, достаточно было, признав, что государство гарантирует МСУ. Однако в связи с тем, что МСУ в России в современных условиях устанавливается не снизу, а сверху, необходимы были достаточные конституционные гарантии его утверждения и развития. Это обстоятельство обусловило закрепление в ст. 12, 130-133 Конституции РФ общей модели МСУ. Новое конституционное законодательство произвело сдвиг в вопросе о способе правового регулирования отношений МСУ. Если ранее нормативное определение статуса местных сообществ входило в компетенцию РФ, то в настоящее время согласно п. "н" ст.72 Конституции РФ за общефедеральным центром остались права на совместное с субъектами федерации установление общих принципов организации МСУ. Развернутое же правовое регулирование деятельности муниципальных образований входит в компетенцию субъектов федерации (ст.73 Конституции РФ). Таким образом, в основе иерархии нормативных актов о МСУ находятся конституционные предписания. Их внутренне содержание на федеральном уровне развернуто в Федеральном законе от 28 августа 1995 года, определяющем только общие принципы организации МСУ в стране. С принятием данного закона потеряли силу многие нормы закона РФ "О местном самоуправлении в РФ", однако целый ряд его нормоположений действует и будут действовать до тех пор, пока не вступят в силу соответствующие предписания законодательства о МСУ субъектов федерации. К законодательству о местном самоуправлении относятся также законы, подзаконные акты федерального уровня и уровня субъектов федерации, нормативные договоры разного уровня, действующие в отдельных сферах социально-экономической, общественно-политической, культурной жизни. 2. Акты субъектов РФ, имеющие предметом правового регулирования отношения местного самоуправления. В соответствии с пп. 2, 4, б ст. 76 Конституции РФ субъекты РФ вправе самостоятельно за рамками общероссийского законодательства определять принципиальные устои МСУ на своей территории, которые должны соответствовать положениям общероссийского законодательства (положениям ФЗ от 28.08.95 г.). Кроме того, субъекты федерации вправе законодательно регулировать те сферы местной жизни, которые в области их праворегулирования относятся исключительно к ведению субъектов федерации (например, вопросы административно-территориального устройства). В данной сфере уже акты самой федерации должны соответствовать актам ее субъектов. Законодательство о МСУ субъектов федерации, строящееся на фундаменте общероссийского законодательства, в своей основе имеет нормы конституции республик в составе РФ, уставов других субъектов, посвященные регулированию МСУ. ............ |