Содержание:
1. Введение
2. Правотворческая инициатива населения
3. Заключение
4. Список литературы
1. Введение
Институт права граждан на обращения в государственные органы имеет многовековую историю развития. Федеральный конституционный закон от 10 декабря 1995г «О референдуме Российской Федерации» устанавливал право граждан РФ инициировать референдум с целью принятия законодательного акта. Закон об основных гарантиях избирательных прав расширяет это право, допуская рассмотрение на референдуме не только проекта закона, но и проекта любого нормативного акта. Учитывая это, С.А. Авакьян полагает, что народная правотворческая инициатива вошла в систему конституционно-правовых институтов на уровне Российской Федерации. В законодательстве субъектов Федерации конституционные нормы об осуществлении непосредственных форм народовластия реализуются путем закрепления соответствующих положений в конституциях, уставах, закона.
2. Правотворческая инициатива населения
Содержанием конституционно-правового института народной (гражданской) инициативы является совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих порядок осуществления в виде обязательной для рассмотрения в установленном законом порядке гражданской инициативы, направленной на принятие органом государственной власти или местного самоуправления в пределах установленной компетенции нормативно-правового акта, не противоречащего Конституции РФ и законам, или решения им в иной форме общественно значимого вопроса, содержащегося в предложениях граждан. Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления закрепляет право граждан на правотворческую инициативу. В частности ст. 25 Закона гласит: «Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию)»
Правовое регулирование процесса правотворческой инициативы граждан в субъектах РФ осуществляется путем закрепления основных положений данного института в уставах субъектов, а также путем приятия специальных законов.
Устав (Основной Закон) Амурской области от 13 декабря 1995 г. в статье 29 закрепляет, что граждане Российской Федерации, проживающие в области, могут осуществлять народную правотворческую инициативу путем выдвижения предложений для референдума области или внесения их на рассмотрение в областной Совет народных депутатов
Субъекты народной инициативы можно разделить на следующие группы: субъекты инициативы, субъекты исполнения инициативы, субъекты подготовки и проведения инициативы.
Первый вопрос, возникающий при рассмотрении проблемы реализации гражданской законодательной инициативы, состоит в определении субъекта права на обращения. В Российской Федерации сложилась различная практика определения законного количества граждан, имеющих право поддержать ту или иную гражданскую инициативу. Существуют два подхода: установление абсолютного числа граждан, которые должны выступить в поддержку инициативы, или относительного - процентного состава от числа зарегистрированных избирателей. ............