Часть полного текста документа:Правоспособность несостоятельного юридического лица. С принятием Закона от 19 ноября 1992 г. "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", а затем Федерального закона от 8 января 1998 г. "О несостоятельности (банкротстве)" в отечественном законодательстве появилось понятие - "несостоятельность", характеризующее особое состояние субъекта, проявляющего неспособность исполнять свои обязательства. Несмотря на незначительный по историческим меркам развития права период, законодательство о банкротстве стало заметной частью правовой системы, оказывая существенное влияние практически на все общественные отношения. Такое влияние оно приобрело благодаря задачам, стоящим перед ним, которые условно можно разделить на три основных направления: защита кредиторов при неплатежеспособности должника; развитие инвестиционных отношений с целью улучшения финансирования предприятий, их структурной перестройки, внедрения новых технологий; создания объективных условий для развития и предотвращения неплатежеспособности, осуществление публичного контроля для защиты финансовых вложений и обеспечения национальной безопасности (например, экологической, военной). Перечисленные задачи можно назвать задачами правового обеспечения, определяющими концептуальный и методологический подход к регулированию отношений банкротства. Характерной его чертой является то, что возникающие правоотношения рассматриваются как результат повышенного интереса публичной власти к должнику или, если быть точнее, к его имуществу, что влечет появление новых имущественных отношений в рамках банкротства и новых субъективных прав участников этих отношений. Как известно, во всех мировых правовых системах кредиторы в той или иной степени ограничиваются в правах (например, в праве получать удовлетворение своих требований в общем гражданском порядке). Но, по моему мнению, степень этого ограничения не зависит от степени проявляемой законодателем "заботы" о приоритете прав, например, должника по сравнению с правами кредиторов или наоборот, что позволяло бы делить все системы права, как это предлагают некоторые специалисты, на "прокредиторские" и "продолжниковские". Анализ правоотношений банкротства позволяет утверждать, что противопоставление прав кредиторов и должника само по себе лишено смысла, так как при банкротстве происходит вмешательство государства в имущественные отношения должника с кредиторами не в целях защиты одного перед другим, а в целях изменения экономического состояния имущества должника. Для этого государство, с одной стороны, одновременно игнорирует право собственности должника и права требования кредиторов, переводя их в иной режим имущественных отношений, а с другой - вводит новые правила, изменяя статус должника и кредиторов. Так, в Федеральном законе от 8 января 1998 г. есть специальные нормы, определяющие такие права, которые существуют только в рамках банкротства и качественно изменяют положение его участников по сравнению с тем, как оно было определено в обязательстве. Например, кредиторы наделяются правом участвовать в управлении делами должника, а по сути - в управлении имуществом должника, что выражается в праве избирать арбитражного управляющего, другие органы управления, определять вид процедуры банкротства, утверждать план внешнего управления и отчет о его исполнении, выполнять контрольные функции. ............ |