Часть полного текста документа:Право на психическое здоровье как естественное право человека М.А.Курбанов Для обеспечения естественных прав человека необходима конституционно закрепленная обязанность государства заботиться о физическом и психическом здоровье каждого гражданина. Правовая наука в России находится в плену одностороннего видения социальных явлений и ограниченного понимания общественных отношений. Это связано с тем, что столетиями юридическая наука утверждала и утверждает, что содержанием или предметом права являются общественные отношения, т.е. отношения, складывающиеся между людьми в связи с их деятельностью. При этом не указывалось прямо, что речь идет не вообще о праве, а только о писанном, позитивном праве. Есть явления природы - врожденные и неизменные принципы универсального характера, свойственные доктрине "естественного права", и есть нормы, устанавливаемые государством, - сменяемые по мере развития отношений, складывающихся при традиционной деятельности человека, свойственные доктрине "позитивного права". Цель естественно-правовой доктрины - ограничить притязания государства по своему усмотрению определять объем прав и свобод человека, не считаясь с необходимым для нормальной жизнедеятельности индивида набором прав, которые объективно присущи ему от рождения и поэтому являются неотъемлемыми, неотчуждаемыми, независимыми от государства. И хотя эти права принадлежат человеку от рождения, но "защищенность" им придает юридическая форма, т.е. форма закона. Поэтому эти права не могут быть противопоставлены государству, которое должно брать на себя функцию не только их защиты и обеспечения, но и их законодательного формулирования. Особое значение имеет запись этих прав в Конституции (1). Для естественно-правовых основ краеугольным камнем является личность. Естественно-правовой доктрине противостоит позитивистский подход к природе прав человека и взаимоотношениям государства и личности, согласно которому права человека, их объем и содержание определяются государством, осуществляя по отношению человека патерналистские функции. Для позитивистского подхода, как отмечал Н.М. Коркунов, личность сама по себе - ничто. Акцентируя внимание на формализованном (позитивном) праве, относящемся к общественной деятельности человека, правовая мысль потеряла главное из жизненных ценностей - биологию. По мнению В.И. Левченко, этот объект как часть естественного права, существующий по законам природы, особенно был заслонен в эпоху Возрождения другими объектами писаного права, со временем приобретшего абсолютное значение в жизни человека, общества и государства: собственность, власть, религия. Юридическая наука замкнулась на правовой регулятивности практической деятельности людей, осуществляемой для его биологического, психического и духовного жизнеобеспечения (2). Не осознавая истоков беды и ложный, не правильный путь, сталкиваясь с опасными последствиями НТР, мы продолжаем поступать по старому: естествознание разрушением материального мира, а юриспруденция - регулированием такой деятельности и попытками устранения негативных ее последствий. Юридическая наука оказалась в плену и в сфере действия писаного права. Писаное право должно применяться и развиваться, только подчиняясь явлениям естественных законов природы. Функционирование государства, т.е. ............ |