Оглавление
Введение. 2
1. Представления о праве и государстве Н. Макиавелли, изложенные в «Государе». 3
2. Представления о праве и государстве Н. Макиавелли, изложенные в «Рассуждениях». 13
Заключение. 21
Список литературы. 26
Введение Кто хочет жить в мире, тот должен готовиться к войне.
Н. Макиавелли.
Целью нашего исследования является рассмотрение политико-правового учения Николо Макиавелли, определение основных принципов его концепции. При этом должна учитываться та историческая эпоха, в которой итальянский мыслитель создавал свои произведения. Политическая философия Макиавелли носит научный и эмпирический характер, основана на его собственном деловом опыте и ставит своей целью указать средства для достижения намеченных целей, безотносительно к тому, признаются ли эти цели хорошими или дурными. Когда при случае Макиавелли решается назвать те цели, которые ему самому представляются желательными, они оказываются достойными нашего всеобщего одобрения. Во многом традиционное злословие, которое неотделимо от имени Макиавелли, обязано негодованию лицемеров, ненавидящих откровенное признание в совершенном зле. Конечно, в учении Макиавелли остается немало такого, что действительно заслуживает осуждения, но в этом он является выражением своего века. Подобная интеллектуальная честность в вопросах, касающихся политической бесчестности, едва ли была бы возможна в какое-либо иное время и в какой-либо иной стране среди людей, обязанных своим теоретическим образованием софистам, а практической выучке - войнам мелких государств, которые в Италии эпохи Возрождения составляли политическое окружение индивидуального гения. Ниже, на основе анализа двух основных произведений Макиавелли, мы попробуем доказать, что его учение о праве и государстве не перестает быть актуальным и в наше время.
1. Представления о праве и государстве Н. Макиавелли, изложенные в «Государе». Николо Макиавелли (1469—1527 гг.) родился во Флоренции в семье небогатого юриста. В юности Николо не получил широкого образования, в отличие от большинства других гуманистов, однако эти недостатки он восполнил самостоятельно — с одной стороны, путем самообразования, а с другой стороны, наблюдая за реальной жизнью современной ему Флоренции и подробно анализируя результаты своих наблюдений. От других философов Макиавелли отличался еще и тем, что он руководствовался в своих сочинениях не абстрактными идеями торжества добра и Бога, а реальным опытом конкретной жизни, идеями пользы и целесообразности. «Я не заботился здесь ни о красоте слога, ни о пышности и звучности слов, ни о каких внешних украшениях и затеях, которыми многие любят расцвечивать и уснащать свои сочинения, ибо желая, чтобы мой труд либо остался в безвестности, либо получил признание единственно за необычность и важность предмета[1]», - писал Макиавелли в «Государе».
Цель «Государя» - раскрыть на основании опыта истории современных событий, как завоевывается княжеская власть, как она удерживается и как теряется. Италия XV века давала для этой темы множество примеров, больших и малых, ибо редкий правитель мог похвастаться законностью своей власти. ............