Введение
Свобода личности имеет сложную структуру. Она состоит из индивидуальной экономической, социальной и культурной свобод. Каждая из указанных граней свободы личности обладает определенной спецификой и реализуется в определенной сфере человеческого бытия.
Индивидуальной свободе присущи определенные признаки, характеризующие ее природу, качественное своеобразие. Прежде всего она реализуется в сфере некоторой обособленности, самоопределения личности.
Со времен Аристотеля известно, что человек – общественное существо. Ему присущи, с одной стороны, осознание своей личности, личных интересов, с другой – общительность, контакты с другими людьми, участие в общественной жизни.
Как отмечал К. Маркс, человек есть в буквальном смысле общественное животное, «которому свойственно общение, но животное, которое только в обществе и может обособляться». Это говорит о том, что характеристики человеческой личности, как существа общественного, и индивидуума, стремящегося к обособлению, взаимосвязаны.
Такова социально-экономическая трактовка этого вопроса. Вместе с тем формирование представлений об индивидуальной свободе – важный шаг в развитие человеческой цивилизации.
Проблема обособленности имеет значение в решение вопроса о свободе. Традиционно западное понимание свободы, выдвинутое мыслителями еще в XVII–XIX вв., связывалось с отчуждением личности от общества, невмешательством государства в частные дела граждан. В такой трактовке выражалось требование отмены личной зависимости работника от собственника орудий и средств производства, имевшее антифеодальную направленность и сохранявшее прогрессивное значение в течение длительного исторического периода.
Обобщение и обособление – исторически возникшие и постоянно совершенствующиеся, неразрывно связанные между собой формы бытия общественных отношений, формы самоутверждения и функционирования личности в обществе.
Представляется, что XX в. с его новейшими техническим средствами вмешательства в сферу индивидуальной свободы (подслушивания, полицейской слежки за людьми и т.д.) подтвердил это справедливое суждение.
Существенная особенность индивидуальной свободы в том, что это сфера государственного невмешательства, области, свободной от правового регулирования.
Еще в XVI в. Б. Спиноза проницательно заметил: «Кто хочет все регулировать законами, тот скорее возбудит пороки, нежели исправит их». Разумеется, и в этой сфере функционируют нравственные принципы, обычаи, религиозные догматы, но юридическая регламентация личной жизни, вкусов, мыслей, убеждений в демократическом государстве недопустима.
Право на неприкосновенность частной жизни – одно из гражданских прав, но оно оказывает влияние на эффективность функционирования демократических институтов и имеет прямое отношение и к другим правам этой группы. Это, в частности, означает, что граждане вправе получать не перлюстрированную почтовую корреспонденцию, вести телефонные переговоры, которые никем не прослушиваются, свободно выражать свои религиозные или атеистические мысли и т.д.
Как отметила Европейская Комиссия по правам человека в одном из своих решений, право на невмешательство в личную жизнь – это не только «право жить так, как хочется, без предания огласке подробностей личной жизни, но и на установление и поддержание отношений с другими людьми, особенно в эмоциональной сфере, для развития и реализации личности человека».
В сущности, гражданское общество – общество рыночных, частнокапиталистических отношений, основой которых является юридически свободная личность. ............