Часть полного текста документа:Права человека. Международно-правовые проблемы гражданства: установление, определение и изменение гражданства. Каждый человек имеет право на гражданство не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство1. Каждое государство само устанавливает основания и порядок установления, определения и изменения своего гражданства, в соответствии с международно-правовыми стандартами. Государство обычно автоматически (в порядке приобретения) предоставляет свое гражданство лицам, родившимся на своей территории, если хотя бы один родитель является гражданином данного государства, а также лицам, родившимся за пределами территории данного государства, если оба его родителя являются гражданами данного государства. Кроме того, гражданство предоставляется в порядке натурализации лицам, законно и обычно проживающим на территории данного государства в течение определенного количества времени; упрощенные процедуры предусматриваются для супругов граждан данного государства и ряда других категорий лиц (например, беженцев)2. В любом случае, национальное законодательство о гражданстве большинства стран мира направлено на сокращение числа лиц без гражданства3. После Второй мировой войны была изменена многовековая практика и установлено, что ни заключение, ни расторжение брака между гражданами разных государств, ни перемена гражданства мужем во время существования брака не будут отражаться автоматически на гражданстве жены4. Изменение гражданства, помимо обычных конституционно-правовых процедур (например, при изменении постоянного места жительства лица), может быть осуществлено и по международно-правовым основаниям. Например, в случаях территориальных изменений, когда часть территории одного государства переходит к другому государству, посредством заключения соответствующего международного договора, определяется правовая принадлежность населения передающейся территории. Обычно лицам, проживающим на территории, изменяющей государственную принадлежность, предоставляется право выбора (оптации) гражданства (так, например, было в 1945г. в связи с изменением государственной принадлежности Закарпатской Украины). Исходя из принципа сокращения безгражданства, международно-правовые стандарты устанавливают, что по общему правилу выход из гражданства (отказ от гражданства, то есть утрата гражданства по инициативе физического лица) допускается, если соответствующие лица не станут при этом лицами без гражданства (апатридами)5. Статус бипатридов и апатридов. Международно-правовые нормы имеют существенное значение и при регламентации двойного гражданства. В частности, Европейская конвенция о гражданстве допускает возможность приобретения двойного гражданства, если два гражданства автоматически предоставляет ребенку при рождении6 (например, гражданство по месту рождения и гражданство родителей). Статус лица с двойным гражданством (бипатрида) существенно усложнен, поскольку, в частности, его правовая связь одновременно с двумя государствами порождает и двойные обязанности. В связи с этим, Европейская конвенция о гражданстве, например, предусматривает, что лицо, обладающее двойным гражданством, исполняет свою воинскую обязанность только в отношении одного государства своей гражданской принадлежности7. С точки зрения международного права лица без гражданства (апатриды) подчиняются юрисдикции того государства, на территории которого проживают. ............ |