Часть полного текста документа:Практика компьютерного калькулирования заказов Е.Марголин, Т.Уколова Пожалуй, нет такого другого вопроса, который был бы настолько важен для жизнедеятельности предприятий и которому уделялось бы так мало внимания, как ценообразованию на полиграфические работы. Рост числа полиграфических предприятий, усиление конкуренции в еще большей степени обостряют проблему цен. Заказчики беззастенчиво шантажируют полиграфистов, сбивая цены, а те ради загрузки соглашаются на все, вплоть до убытков, лишь бы сохранить клиентуру и привлечь новых партнеров. Рынок дешевеет на глазах, лишая предприятия источников развития, снижая их конкурентоспособность. Когда доходит до крайностей, раздается крик "Ратуйте, люди добрые!" и начинаются разговоры о корпоративности, которые ничем и кончаются. По крайней мере, до сих пор. В то же время рациональное ценообразование всеобщим не стало. Наиболее распространенной технологией формирования цены служит формула - на копейку дешевле, чем у соседа. Пользователи такой технологии называют ее пышно: ориентация на среднерыночные цены. На самом деле - это неловкая маскировка откровенного неумения управлять ценой. - Никак нет, - возражают приверженцы эмпирико-интуитивной технологии ценообразования. - Мы ценой управляем. Старому, надежному клиенту даем скидку или отсрочку платежа, а с новых берем по полной программе и еще сверху. И потом, каков клиент, такова и цена. Мы ж понимаем. Управление ценой, по мнению экономистов другой, традиционной, ориентации на прейскуранты, заключается в своевременном обновлении прейскурантов. "Прайс - на сайт!" - лозунг, исчерпывающий авангардизм традиционалистов. И еще одна беда нынешнего ценообразования - котловой учет затрат. Все, что в мире есть у меня, все расходы каждого дня - в общую помойку, там разберемся. Времени на вдумчивую разборку помойки никогда нет, поэтому отделить рентабельную продукцию от убыточной не удается, разделить выгодные и невыгодные производства не представляется возможным, отсюда, и постепенное, а иногда и крутое, сползание вниз. Котловой учет - беда не последняя. Отсутствие на предприятии внутренней нормативной базы тоже стало явлением распространенным, особенно, в среде новых субъектов полиграфического рынка. К сведению молодых предпринимателей, нормирование со времен Ф.У.Тейлора (1856-1915) было и остается непременным атрибутом рыночного ведения хозяйства. Плановая экономика возвела нормы в ранг закона: шаг вправо, шаг влево, оргвыводы. Рыночная же экономика демократически адаптировала социалистическую систему планирования под свои каноны. Теперь на родине планового хозяйства пора воспринимать собственные, но уже адаптированные достижения. Главное качество, которым должна обладать цена, состоит в ее конкурентности. Назначить цену на копейку меньше, чем у соседа, большого ума не надо, да и вовсе никакого не надо. Но вот определить, может ли она быть конкурентной, тут уже требуется интеллект. Многие руководители предприятий вышли на уровень понимания проблемы, некоторые из них ее решают и достаточно успешно. Но до всеобщего марша энтузиастов дело не дошло. Настоящее сообщение адресовано тем, кто уже проникся проблемой оптимального ценообразования, но еще не определил, как ее решать. Авторы на протяжении многих лет неоднократно обращались к теме ценообразования на полиграфические работы. ............ |