Часть полного текста документа:Повышение компетентности и осведомленности персонала Владимир Борисович Булгак, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор; министр связи, информатики и космоса РСФСР (1990-1991), министр связи РФ (1991-1997), заместитель Председателя Правительства РФ (1997-1999), советник генерального директора "СЦС Совинтел". Вопросы профессионального совершенствования являются составляющими кадровой политики организации. Подготовку профессионала можно представить в виде процесса, состоящего из трех компонентов. Каждый из компонентов представляет собой группу однородных процессов: пребывание в учебных заведениях, дающих специальное образование; самообучение; обучение через систему повышения квалификации. Особый интерес представляют второй и третий этапы процесса подготовки специалиста, поскольку доказано, что как бы хорошо ни был налажен учебный процесс в любом учебном заведении, 10-15% знаний, полученных в этих заведениях, претерпевает быстрое моральное старение из-за высоких темпов научно-технического процесса. Вторым этапом является самообучение, или самообразование, представляющее собой процесс приобретения знаний путем самостоятельных занятий. Причем этот этап является постоянно действующим в жизни любого человека на протяжении всего времени, пока он реализуется как специалист. Этап самообразования возник из-за необходимости постоянной адаптации реальных и потенциальных сотрудников под изменяющиеся условия производства. Эффективным процесс самообразования может быть только при хорошо продуманной и методически организованной системе. Прогресс в информационных технологиях и телекоммуникациях значительно облегчают задачу создания эффективной системы самообразования за счет повышения доступности средств для дистанционного обучения. Такие достижения телекоммуникации, как электронная почта и Интернет, дают новые возможности для совместного использования информации. К основным формам самообразования относятся: изучение литературы, составление конспекта для более глубокого осмысления прочитанного; анализ научных и практических данных, например статистических; посещение тематических выставок; стажировки в организациях, являющихся передовыми по тем направлениям, по которым обучающийся хочет повысить квалификацию; активное использование возможностей для изучения производственных и других процессов других организаций во время командировок; инициативное участие в работе семинаров по интересующим вопросам; инициативное изучение эффективных методов работы других работников; подготовка к выступлениям и участие в работе научно-практических и производственных конференций; подготовка к занятиям по профессиональному обучению как в качестве слушателя, так и преподавателя (лектора); систематическая работа по составлению и выполнению индивидуального плана работы по самообразованию. Третьим этапом процесса подготовки специалиста является обучение через систему повышения квалификации. Целью профессионального обучения является развитие навыков и умений, необходимых данной организации. Первый шаг к желаемому результату состоит в разработке ключевых моделей компетенций сотрудников. ............ |