Министерство образования
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
кафедра истории, культуры и социологии
Семестровая работа
Потребительское поведение
Выполнил:
студент группы Э-358
Рысина А.Б.
Проверил:
Дулина Н. В.
Волгоград, 2010г.
Оглавление
Введение
Понятие потребления и его социологические аспекты
Социальное поле как фактор, влияющий на поведение потребителей
Образ и стиль потребления людей
Внешние факторы, влияющие на поведение потребителя
Культура, как фактор потребительского поведения
Влияние социальной роли и статуса на поведение потребителей
Влияние семьи и домашнего хозяйства на поведение потребителей
Влияние референтных групп на поведение потребителей
История и практика измерения потребительских настроений населения
Применение методики регионального индекса потребительских настроений для измерения социального самочувствия населения
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Потребители и осуществляемые ими расходы играют очень важную роль в современной рыночной экономике, называемой также "экономикой потребления". В последние годы потребительские расходы в развитых странах превышают половину ВВП.
Их усиливающаяся роль обусловливает важность анализа поведения потребителей и определения факторов, воздействующих на это поведение, с целью дальнейшего прогнозирования уровня расходов.
Одной из важных задач современных социологических исследований является изучение противоречий, характеризующих систему детерминации потребительского поведения человека. В процессе творческой деятельности люди создают все новые и новые товары, услуги, которые обеспечивают многообразие удовлетворения их материальных и духовных потребностей. Современный человек не может существовать без разносторонней, многоэлементной по содержанию системы потребления. Ее важнейшей особенностью является то, что она уже для многих людей выходит за рамки приобретения самых необходимых для жизни продуктов питания, предметов промышленного производства.
Практически все естественные природные побудители потребительского поведения заменяются системой социального воздействия, определяющей содержание конкретных потребностей и интересов человека. Эта тенденция распространяется как на предметы первой необходимости, так и на те, с помощью которых человек повышает степень комфортности своей жизни. В связи с этим актуальной проблемой становится выяснение особенностей влияния современных социальных факторов повседневной жизни человека на его потребительское поведение.
Понятие потребления и его социологические аспекты
Первоначально потребление рассматривалось лишь в контексте экономической науки, то есть как условие, предпосылка достижения целей производителя. Однако уже в 19 веке были заложены основы социологического подхода к индивидуальному потреблению, для которого характерен взгляд на потребление со стороны действующего индивида, преследующего свои осознанные интересы. Первые попытки разработки теории потребления связаны с целым рядом ключевых фигур обществоведения 19 - 20 веков. К.Маркс выдвинул идею товарного фетишизма, сформулировал закон возвышения потребностей по мере их удовлетворения. ............