Академик В.В. Козлов - вице - президент РАН
С.А.Цыганов - начальник инновационного агентства РАН
От перспективных результатов фундаментальной науки к инновационным решениям.
Российская академия наук и инновационная политика Российской Федерации
Инновация считается состоявшейся, если она дошла до рынка продукции или услуг. Таким образом, любой существенный научный результат, имея самостоятельную ценность для науки, приобретает рыночную значимость лишь после прохождения инновационного этапа.
В мировой практике выявлены взаимосвязи между фундаментальной наукой, ее достижениями и инновационным делом, на этом основывается общепринятое мнение о необходимости всемерно развивать как прикладные, так и фундаментальные исследования, совместно способствующие возникновению инновационных идей. Однако организация эффективного сотрудничества между работниками этих двух интеллектуальных сфер оказывается не простой проблемой.
Это сотрудничество порой не просто как с организационной, так с общефилософской или юридической точек зрения.
Действительно, кто может реально провести грань между фундаментальными и прикладными исследованиями?
Как разрешить проблему: поддержка всего общества (через финансирование из госбюджета) производства нового знания и стало быть его доступность каждому налогоплательщику и частный характер коммерциализации новых перспективных научных результатов?
Становление новой экономики, основанной на знаниях, ставит много таких вопросов.
Успешность введения в хозяйственный оборот результатов исследований в практику зависит от многих факторов.
Технология должна иметь серьезный научный приоритет и способность придать новые свойства промышленным продуктам, либо обеспечивать возможность создания принципиально новых, инновационных продуктов. Немаловажным фактором является также степень завершенности разработки. Как правило, она должна быть доведена до уровня прототипа, демонстрирующего ключевые преимущества новой технологии.
Для того чтобы стать товаром, результаты научных исследований должны быть облечены в соответствующую «упаковку», что означает не только и не столько наличие демонстрационных образцов или прототипов, но, прежде всего финансовое и коммерческое обоснование целесообразности внедрения разработки в производство, исследование потенциального рынка и прогноз развития бизнеса.
В целом, процесс коммерциализации проходит следующие необходимые этапы: подготовка инновационного предложения, экспертиза технологии потенциальными инвесторами, привлечение инвестиций, юридическое закрепление отношений между всеми участвующими в процессе сторонами, распределение прав на будущую интеллектуальную собственность, разработка и управление проектом коммерциализации, освоение результатов в производстве, дальнейшая модификация и сопровождение инновационного продукта.
В настоящее время в Российской Федерации началось формирование государственной инновационной политики. Органы исполнительной власти приступили к реализации системного подхода к развитию инновационной инфраструктуры. Такой подход предусматривает обстоятельное изучение текущей ситуации, формирование нормативно- законодательного и методического обеспечения инновационной деятельности, создание недостающих звеньев и условий для тиражирования положительно зарекомендовавших себя элементов инфраструктуры.
Политика Российской академии наук в области создания инновационной системы является частью государственной политики страны по созданию инновационной системы России и ориентирована на формирование новой экономики страны, основанной на знаниях, развивающей конкурентоспособное наукоемкое производство на базе достижений науки, технологий и техники.
Данная политика проводится с учетом всего комплекса реформ, проводимых в Российской академии наук, которые создают благоприятную среду для широкого использования результатов фундаментальных исследований в экономике России.
Будущая Инновационная система Российской академии наук - это развивающаяся совокупность взаимодействующих субъектов Российской академии наук, осуществляющих генерацию нового научного знания и его использования в интересах ускоренной реализации результатов интеллектуальной деятельности на рынке высокотехнологичной наукоемкой продукции на основе формирования между субъектами Российской академии наук и субъектами инновационной деятельности России равноправных партнерских отношений.
В России первые объекты инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы) начали создаваться в начале 90-х годов. ............