Введение Актуальность темы. Становление в России основ рыночной экономики породило не только целый ряд новых хозяйственных процессов и явлений, но и заставило по-новому оценивать те традиционные для экономики советского периода хозяйственные формы, которые трансформировались в рыночные образования. Одной из таких хозяйственных форм явилась кооперация, которая, выступая в многообразных проявлениях, приобретает все более сложный характер и новые рыночные признаки, сохраняя при этом свое самобытное содержание.
Рассмотрение сущности такого социально-экономического явления, как потребительская кооперация может осуществляться под различными углами зрения, начиная от выявления истоков её возникновения, специфики научных школ, исследующих и описывающих потребительскую кооперацию, и кончая периодизацией этапов её развития и современными формами конкретного проявления.
Потребительская кооперация представляет собой весьма ёмкое социально-экономическое явление с явно выраженным гражданским содержанием, о чем можно судить по одному из последних определений потребкооперации, приведенном в экономической литературе. «Потребительское общество – это социальное, экономическое, техническое и ориентированное на сохранение окружающей среды единица, которая выполняет задачи по удовлетворению спроса населения, его социально – экономической поддержки на основе самостоятельных решений и ответственности за риск».
Во-первых, потребительская кооперация есть многофункциональное образование, с доминированием в нем общегражданских задач, решаемых на основе выработки самостоятельных решений и ответственности за риск. Во-вторых, потребительская кооперация-это организация со своей организационной культурой, функциями и методами управления, обеспечивающими ей статус равноправного участника системы рыночных отношений. И, в-третьих, потребительская кооперация – это наиболее демократичная самоуправляющаяся организация, где социальная миссия подчиняет хозяйственную деятельность интересам пайщиков и слабозащищенных слоев населения.
Во-вторых, искоренение бедности – посредством, прежде всего, решения проблемы занятости на селе путем новых рабочих мест на предприятиях потребкооперации, задействуя и расширяя производственные мощности; внедрения малых производств; наращивания объемов деятельности; через закупку всего, что выращивается на подворьях, и обеспечение сбыта; через создание подсобных хозяйств; развитие надомничества, народных промыслов, сферы бытового обслуживания.
В настоящее время в потребкооперации активно идет процесс расширения кооперативного сервиса, освоения новых видов услуг. В закупках сельскохозяйственной продукции и сырья потребкооперация имеет не только резерв роста собственного производства и соответственно товарооборота, но и мощный источник, который позволяет людям зарабатывать на жизнь, решать проблему занятости населения.
В настоящее время, по мере накопления оборотного капитала, многие потребительские общества, исходя из потребностей рынка диверсифицируют свои производства. Формирование нового качества управления потребительской кооперацией, способствуя повышению его эффективности в решении социально-экономических задач, будет обеспечивать преодоление кризисных, негативных тенденций в этом секторе народно-хозяйственного комплекса. ............