Часть полного текста документа:Построение стратегии в холдингах Борис Карабанов, Борис Старинский Каждое предприятие ставит цели своего развития. И здесь следует определиться, что компания есть объект, реализующий некую бизнес-деятельность. Например, это может быть предприятие - самостоятельное юридическое лицо, осуществляющее монодеятельность (т. е. специализирующееся на работе с неким рыночным сегментом), допустим, завод по производству сахара. Другой вариант - это компания холдингового типа (т. е. материнская компания), которая через свои дочерние общества ведет диверсифицированный бизнес на различных рынках. Связь стратегии и структуры СХЕ Разработка стратегии производится для относительно (или абсолютно, в случае монопредприятия, не входящего в группу) независимо осуществляемой в долгосрочном периоде хозяйственной деятельности и соответствующей ей организационной или организационно-правовой формы (но не наоборот!). Для описания такой структуры используется термин "стратегическая хозяйственная единица" (СХЕ). В другом варианте - "стратегическая бизнес-единица" - СБЕ. СХЕ может быть отдельной организацией, отделением организации, под¬разделением организации с одной продуктовой линией, иногда - с одним продуктом. Обычно СХЕ производит и реализует определенную номенклатуру продуктов для четко идентифицируемой группы потребителей. СХЕ отвечает за выработку целей и стратегий организации для определенных зон хозяйствования. Выделение СХЕ должно удовлетворять следующим основным критериям: СХЕ должна обслуживать внешний по отношению к организации рынок, а не удовлетворять потребности других подразделений организации; СХЕ должна иметь своих, уникальных, отличных от других СХЕ потреби телей и конкурентов; руководство СХЕ должно контролировать все ключевые факторы, определяющие рыночную стратегию СХЕ. Наиболее простым случаем для разработки системы сбаланси¬рованных показателей (ССП) является автономная бизнес-единица (монопредприятие). Более сложная ситуация - объединение нескольких бизнес-единиц в корпоративную структуру с централизованным управлением (структуру холдингового типа). В этом случае применяется следующий алгоритм подготовки к разработке ССП: выделение СХЕ (на основе перечисленных ранее критериев); определение корпоративной стратегии (требований к деятельности СХЕ, входящих в группу); разработка стратегии СХЕ; разработка ССП для СХЕ; ССП разрабатывается на уровне СХЕ для данной конкретной стратегии рыночно-продуктовой комбинации. В то же время для группы централизованно управляемых СХЕ каждая ССП должна учитывать общую корпоративную стратегию. Различают два основных элемента последней: корпоративная идеология; деятельность, обеспечивающая синергию группы СХЕ Первый элемент объединяет ценности, идеи и цели, которые должны разделять все бизнес-единицы. На их основе могут быть разработаны требования, которые учитыва¬ются всеми СХЕ при разработке их стратегий и, соответственно, ССП. Может быть разработана корпоративная ССП, в которой задаются общие цели-условия, которые каждая СХЕ конкретизирует, исходя из своей специфики и особенностей. ............ |