Часть полного текста документа:Последний "Штурм неба". Антицерковная политика в годы Хрущева /1958-1964/ Судьбы церкви в послеоктябрьские десятилетия - тема, к которой сегодня проявляют устойчивый интерес ученые, публицисты, широкая общественность. В школьном курсе отечественной истории она получила пока более чем скромное освещение. Преимущественное внимание уделяется 20-30-м годам, трагедии церкви в условиях становления тоталитарной политической системы. В меньшей степени изучен последующий период, в том числе гонения на церковь в конце 50-х - начале 60-х годов. Авторы общих работ о десятилетии Хрущева в лучшем случае лишь упоминают эту антицерковную кампанию, а по большей части вообще ничего о ней не пишут [1]. Из числа исследований по истории православной церкви, вышедших в последнее время, следует отметить книгу известного на Западе историка Д.В.Поспеловского "Русская православная церковь в ХХ веке" /М.,1995/. Одна из четырнадцати глав книги повествует о положении церкви в годы Хрущева и отражает современный уровень осмысления этой темы в западной исторической литературе. Заслуживает внимания также книга отечественного религиоведа В.А.Алексеева "Иллюзии и догмы" /М.,1991/. В ней, однако, антирелигиозной политике Хрущева уделена лишь заключительная глава, написанная очень кратко. Между тем, история хрущевских гонений на церковь представляет интерес во многих отношениях. Это была последняя попытка режима в короткий срок ликвидировать церковь и религию как сколь-нибудь значимое социальное явление. Именно в это время окончательно определилась партийно-государственная политика по отношению к церкви, сформировался механизм ее осуществления и вся система антирелигиозной пропаганды, сохранившиеся вплоть до перестроечных лет. История войны с церковью важна и для понимания всех хрущевских реформ, их направленности и ограниченности. Цель данной статьи - выделить основные этапы, объяснить причины и охарактеризовать последствия этого широкомасштабного наступления на религию, в частности, ответить на вопрос, почему именно реформатору Хрущеву, в отличие от его предшественника, понадобилось эта кампания гонений на лояльную по отношению к режиму церковь. В качестве основного источника использованы отчеты, записки, другие документы уполномоченного Совета по делам русской православной церкви /РПЦ/ по Ярославской области. Комплекс этих документов хранится в Центре документации новейшей истории Ярославской области /ЦДНИ ЯО/ и вводится в научный оборот впервые. Статья предназначена, главным образом, для учителей истории и может быть полезна при освещении этой стороны хрущевской политики на местном материале. Первые признаки нового наступления на церковь появились в 1958 году. Во многих отношениях этот год вообще был переломным: добившийся единовластия Хрущев начинает свой грандиозный коммунистический эксперимент, завершившийся сокрушительным провалом. Поскольку строительство коммунистического общества мыслилось прежде всего как искоренение "пережитков капитализма", из которых религия почиталась главным - места для компромисса не оставалось. Весной 1958 года ЦК КПСС рассылает по партийным инстанциям развернутую справку "Религиозные культы в СССР", обратив , таким образом, их внимание на этот важнейший участок "коммунистического воспитания". Осенью этого года Совет Министров СССР принимает два постановления, направленные на ограничение хозяйственной жизни церкви: "О монастырях в СССР" и "О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей". ............ |