Часть полного текста документа:Послание митрополиту Даниилу Пытливость Карпова выразительно проявлялась в его посланиях. Не мог не заметить этого и Максим Грек. Об одном из не дошедших до нас посланий Фёдора Карпова он писал: "Как мёд, по словам врачей, вместе с естественной сладостью соединяет острую и очистительную силу, так и епистолия Карпова, упитанная духовной сладостью, не только услаждает разум, но тайно волнует и как-то остро возбуждает ум к просветлению". "До нас дошли жалкие осколки сочинений Карпова. По изяществу изложения, сжатости и выразительности слога, отсутствию традиционных длинных цитат, по образности языка и смелости мысли произведения Карпова могут считаться шедевром русской публицистики XVI века". Лучшее и наиболее объёмное из них - послание митрополиту Даниилу. Дата его написания неизвестна. В нём Карпов разворачивает философскую дискуссию о смысле "терпения" и касается очень сложной проблемы - проблемы управления государством. Форму произведения следует признать достойной ума и эстетического чувства Карпова. Государственным катехизисом того времени была идея божественного происхождения власти, доставшаяся в наследство от павшей Византии. Её трактовали по разному. Одна из крайних концепций - митрополита Даниила, известного писателя XVI века, воинствующего иосифлянина - провозглашала безусловное повиновение власти. Он написал Слово под заглавием: "Яко подобает къ властемъ послушанiе имети и честь имъ вездати и еже на врагы божiа", в котором говорил, что власти установлены богом: "въ отмщенiе злодеемъ, въ похвалу же благотворящим, чтобы люди, боясь земных начальстве не поглотили друг друга, как рыбы". Он обратился с проповедью терпения в области гражданских отношений к Фёдору Карпову , когда тот подвергся опале. Е.Н. Кимеева делает верное замечание, что в тексте нет прямого указания на то, что Карпов в это время находился в опале, лишь некоторые косвенные: "Увы, сейчас время, не подходящее для написания посланий, но время для рыдания", "Своими словами ты призываешь меня быть до конца стойким в терпении, в печалях и несчастьях моих...". Кимеева , отсекая принятые ранее всеми исследователями причины "рыдания" - служебные неудачи или опалу, делает предположение, что событием, возмутившим боярина настолько, что он, "пренебрегая последствиями, высказался открыто", могло явиться осуждение и заточение Максима Грека под стражу, которое он считал несправедливым. В таком случае, Кимеева полагает, что Послание можно датировать 1526 годом, так как собор, осудивший Максима, состоялся в 1525 г. Диаметрально противоположную позицию отстаивает А.И. Клибанов. Он утверждает, что, так как оба переписывающихся не были друзьями и единомышленниками, то есть основания предположить, что доверительность слога Послания указывает на факт общения двух впавших в немилость представителей общественных кругов. Такой вывод может способствовать определению времени переписки и характеристике политической борьбы того периода. По мнению А.А. Зимина, невооружённым взглядом видно, что все факты Кимеевой притянуты к единственному тезису её работы - доказательству, того что Карпов находился в агрессивной, подпольной оппозиции центральной власти. Клибанов же старается подтвердить наличие скрытого подтекста в Послании и его связь с сочинениями Аристотеля. ............ |