ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ И РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В статье 154 Кодекса о земле определено, что споры по вопросу землепользования или землевладения рассматриваются местными исполнительными и распорядительными органами по заявлению одной из сторон. Обязательно при этом участие заинтересованных сторон, которые должны быть уведомлены о времени и месте рассмотрения спора не позднее чем за три дня. В случае неявки одной из сторон, если от нее не поступило заявления о разбирательстве дела в ее отсутствие, рассмотрение дела откладывается. Неявка стороны без уважительных причин по повторному вызову не является препятствием для рассмотрения. Необходимые для разрешения спора материалы подготавливаются государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству. Для подготовки материалов по разрешению споров местные исполнительные и распорядительные органы могут в необходимых случаях образовывать комиссии.
Материалы подготавливает землеустроительный орган. В некоторых случаях (скажем, нарушения экологических норм и правил) материал может быть предоставлен и соответствующим территориальным органом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Кроме того, для разрешения спора местная администрация вправе образовать комиссию из депутатов и представителей землеустроительных органов.
Решение местных исполнительных и распорядительных органов по итогам рассмотрения спора должно быть вынесено по существу, обосновано фактами и полностью соответствовать материалам дела и доказательствам.
При рассмотрении земельных споров местной администрацией должны неуклонно соблюдаться права сторон, участвующих в их разрешении.
Стороны имеют право:
· знакомиться с материалами по разрешению земельных споров, делать из них выписки;
· участвовать в рассмотрении земельного спора;
· предоставлять документы и другие доказательства;
· заявлять ходатайства;
· давать устные и письменные объяснения;
· возражать против ходатайств и доводов другой стороны;
· получить копию решения по земельному спору и при необходимости обжаловать его в соответствии с законодательством Республики Беларусь в вышестоящий орган.
Решение по земельному вопросу исполняется государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству или органом, указанным в решении. При обжаловании решения по земельному спору исполнение решения может быть приостановлено органом, вынесшим решение, либо вышестоящим органом.
На основании нового Кодекса о земле все земельные споры, разрешаемые в судебном порядке, можно условно разделить на две группы.
Первую образуют споры, подведомственные только суду, - споры, составляющие исключительную судебную подведомственность.
Ко второй относятся споры, которые вправе разрешить и соответствующий исполнительный и распорядительный орган, и суд. Их можно обозначить как споры, составляющие альтернативную судебную подведомственность.
Исключительную судебную подведомственность образуют земельные споры:
а) связанные с правом собственности на землю;
б) связанные с возмещением убытков и определением их размеров, причиненных изъятием или временным заня тием земельных участков, а также ограничением прав зем левладельцев или землепользователей ухудшением качества земель в результате деятельности юридических и физических лиц;
в) между наследниками в случае смерти главы крестьянского (фермерского) хозяйства, а также между наследниками и другими гражданами Республики Беларусь по поводу преимущественного права на дальнейшее ведение крестьянского (фермерского) хозяйства;
г) между гражданами, имеющими строения в общей собственности, о порядке владения общим земельным участком. ............