Часть полного текста документа:Столичный гуманитарный институт. Заочное отделение Дефектологический факультет Специальность: коррекционная педегогика, специальная психология. Реферат по дисциплине "Русский язык" на тему: "Понятия об уровнях языка. Раздел науки о языке." Студентка II курса: Беляковой Елены. Мурманск-2001 План: I Введение. 1 Уровни (автономные механизмы) языка. 2 Фонема - единица первого автономного механизма языка. 3 Морфема - еденица второго автономного механизма языка. 4 Словообразование - третий автономный языковой механизм. 5 Другие уровни языка. II Заключение. Введение. Самому реальному языку присущи, свойственны различные стороны, области, уровни его структуры. Казалось бы, весь опыт двухтысячилетнего развитя науки о языке убеждает нас в этом. Разве не уровни языка описаны много раз и на материале различных языков в словарях? Следует вернуться к этому опыту науки, нужно возвратится к реальностям самого языка и еще раз непредвзято, принимая во внимание только то, чем разпологает сам язык, посмотреть, что же такое уровни и сколько их. Для этого, действительно, необходимы некоторые принципы различия уровней. Один из этих не редко используется: единицы одного уровня должны быть однородны. Второй принцип (правда оспариваемый): еденица высшего уровня должна входить в состав еденици высшего уровня. Третий принцип: еденици любого уровня должны выделятся пуем сегментирования более сложных, чем они сами, структур. Четвертый принцип: еденицы любого уровня долны быть знаками языка. Если применить эти принципы, то мы получим следующее уровневое членение языка - от простого к сложному: уровень фонем, уровень морфем, уровень слов, уровень словосочетаний, уровень предложений. Однако при этоп возникает затруднение, связаное с тем, что в числе уровней не оказывается морфологического (части речи) и словообразовательного. А что если наше желание расположить уровни один над другим является насилием над языком? Может быть, в языке нет уровней, какими они представляются, когда распологаются один над другим? Возможно, нужно увидеть в языке иные реальности, выражающее его структурное членение и структурную организацию? Может быть и сам привычный термин "уровень" неудачен и только сбивает нас с толку? 1. Уровни (автономные механизмы) языка. Попытаемся разобраться в поставленных вопросах. В целом структуру языка мы вправе называть механизмом общения. Но этот механизм очень сложен. В его состав входит меньше по объему и более простые, более однородные по устройству механизмы, которые обладают известной автономией, хотя и работают совместно в объеме всего языка. Наука о языке знает все автономные механизмы языка, они обычно и называются его уровнями. Задача заключается в том, чтобы привести в какую-то достаточно строгую логическую систему описание главных различий между этими механизмами понять, что может быть и должно быть положено в основание такого описания. Попытаемся еще раз сформулировать принципы различения автономных механизмов языка (его уровней): а) единицы одного автономного механизма должны входить в состав единиц другого автономного механизма, или участвовать в их построении, или их интегрировать; б) единицы любого автономного механизма вариативно воспроизводимы в единицах другого, более сложного, механизма либо в составе речи; в) единицы любого автономного механизма обладают, каждая, внутренней целостностью; г) каждая единица автономного механизма представляет собою либо знак, либо интеграцию знаков. Едва ли нужно настаивать на том, чтобы привычный для лингвистики термин "уровень" был заменен другим. ............ |