Понятие преступления в сфере информационных технологий
В настоящее время в обществе складывается особый вид отношений – информационные отношения, предметом которых является информация. Высказываются даже идеи о создании отдельной отрасли права[1] - информационного права, однако практически все предложения касаются только структуры информационного законодательства, не предложено никакой концепции именно отрасли права. В юридической литературе уже высказывалась точка зрения о существовании понятия "информационные преступления", под которыми понимаются общественно-опасные деяния, запрещенные уголовным законом под угрозой наказания, совершенные в области информационных правоотношений[2], то есть связанные со сбором, обработкой, накоплением и иными информационными процессами. Однако как справедливо отмечает в своей работе Юрченко И.А. [3], такое понимание информационных преступлений является слишком широким, так как в ряде составов преступлений распространен информационный способ их совершения (например, угрозы или обман), следовательно, все преступления совершаемые подобным способом необходимо относить к информационным. Получается, что и мошенничество, и изнасилование, и разбой, а также некоторые другие преступления будут являться информационными, что неверно.
Человеческое общество вступает в эпоху информационных технологий – эпоху в которой информация вытесняет средства производства и выходит на первое место. Общепринятая концепция информационного общества[4], устанавливает следующую совокупность признаков, которые можно разделить на две группы:
"Общие" - проявляющиеся на межгосударственном уровне:
государственные границы не оказывают существенного влияния на информационные потоки;
информация все больше влияет на развитие различных сфер человеческой деятельности;
развиваются и существенно трансформируются по качеству орудия сбора, накопления, обработки и хранения информации;
развивается информационная индустрия и увеличивается число занятых в ней;
формируются информационные отношения.
"Местные", которые выражаются в законодательном закреплении прав на информацию:
право на охрану информации конфиденциального характера (ст.23 Конституции Российской Федерации);
обязанность государственных органов по предоставлению информации (ст.24 Конституции Российской Федерации);
запрет распространения информации возбуждающей социальную, расовую или религиозную ненависть или вражду (ст.29 Конституции Российской Федерации);
право на поиск, получение, хранение и распространение информации законными способами (ст. ст.5, 12 Федерального закона от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации");
запрет цензуры (ст.29 Конституции Российской Федерации).
В настоящее время можно констатировать, что большинство данных признаков присутствуют в реальной жизни. Ведущие телекомпании мира вещают практически на всю территорию Земли, имея выход в Интернет можно получить доступ к информации независимо от расстояния, информационная индустрия действительно растет и развивается[5]. С целью законодательного обеспечения информационных отношений проводится большая работа как внутри государств, так и на межгосударственном уровне[6].
Следует также обратить внимание и на иные признаки развития человеческого общества, основанием которых послужат информационные процессы – процессы поиска, сбора, обработки, накопления, распространения и использования информации. ............