Часть полного текста документа: Тема I. Понятие правоспособности. Для начала стоит уточнить понятие "юридическая личность". Юридическая норма (объективное право) со своим переменчивым содержанием в форме распоряжения, запрещения или разрешения вызывается к существованию исключительно наличием субъекта, единичного или коллективного, являющегося ее адресатом. В то же время способность действовать в рамках правопорядка и возможность пользоваться защитой и уважением в отношении собственных юридических притязаний (субъективное право) не могли бы существовать без субъекта, который является носителем такого притязания и потому обладает такой способностью или возможностью. Этот-то субъект, который, с одной стороны, является адресатом объективного права, а с другой - носителем права субъективного, имеет юридическое наименование "лица". Лицо это обладает личностью, которая признается за ним правопорядком и в силу этого может быть в широком значении названа "юридической личностью". Обратимся к самому термину "правоспособность". Предрасположенность лица к тому, чтобы иметь права и нести обязанности, называется специальным термином "правоспособность". Однако понятие о том, кто конкретно является адресатом (субъектом), за которым признается такая юридическая правоспособность, и каково ее специфическое содержание, подвергалось на протяжении истории значительным изменениям. Но прежде чем перейти к рассмотрению четких представлений, существовавших по этому поводу в римской юридической практике, нелишне будет сделать некоторые предварительные замечания терминологического характера. Специальных терминов, которые могли бы выразить понятия "субъект" и "правоспособность", как они определены нами, римляне не имели. Они использовали разные выражения, которые притом, что могли создавать впечатление сходства с нашими терминами, специальными терминами не были и не имели общего значения, соответствующего субъекту и правоспособности. Таковы, с одной стороны, такие выражения, как homo, человек, и cаput, личность (которыми обозначаются как свободный, так и раб), а также persona, которое хотя и приближается к нашему специальному термину "субъект" (и действительно подчас оно указывает на абстрактную сущность), однако, в более общем значении обозначает, прежде всего, человеческое существо во всех возможных состояниях (включая также и лишь внешнее его явление, как в случае театральной маски); с другой стороны, и такие выражения, как status (состояние, положение), указывающее лишь (когда говорится о людях) на положение, занимаемое индивидуумом применительно к определенной системе отношений (прежде всего связанных с агнатской семьей), или capacitas (буквально вместимость); использовавшееся для выражения способности capere, т.е. удерживать (в первую очередь завещательный отказ). Специальное значение (указывающее на понятие, аналогичное нашей "правоспособности", однако ограниченное определенной областью отношений) приобретают скорее такие выражения, как "commercium" (право заниматься коммерческой деятельностью), которое указывает на способность совершать акты делового оборота, создающие последствия, признаваемые ius privatum; "соппиbiит" (право вступать в брак), которое указывает на способность заключить законный брак, iustae пuptiae, и вследствие этого сообщить вытекающим отсюда отношениям характер брака, matrimoпium; "testameпti actio", которое указывает на способность делать завещательные распоряжения и получать по завещанию. ............ |