Часть полного текста документа:Понятие и содержание субъективного права потребителя на надлежащее качество товаров, работ, услуг. Одним из важнейших прав потребителя, провозглашенных Законом "О защите прав потребителей", является право на получение товаров, результатов работ и услуг надлежащего качества, под которой понимается продукция, соответствующая по качеству требованиям, установленным в соответствии со ст. 4 Закона "О защите прав потребителей". Динамика развития норм о качества товаров, работ и услуг была такова: Гражданский кодекс РСФСР (ст. 245, не действующая с 1.03.96) устанавливал, что качество проданной вещи должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии указаний в договоре - обычно предъявляемым требованиям. Вещь, продаваемая торговой организацией, должна соответствовать стандарту, техническим условиям или образцам, если иное не вытекает из характера данного вида купли-продажи (в редакции 1987 года). Закон "О защите прав потребителей", в первоначальной редакции ст. 4, сохранил определенную преемственность в критериях качества товара, но вместе с тем внес существенные новшества. Во-первых, были установлены единые критерии требований к качеству товаров, работ, услуг. В прежнем законодательстве качество работ и услуг в основном определялось условиями договора и обычно предъявляемыми требованиями и в меньшей степени, - требованиями стандартов. Во-вторых, Закон "О защите прав потребителей" распространил требования соответствия товара стандартам на все товары, независимо от того, где они продаются - в торговой организации или гражданином в порядке предпринимательской деятельности. В-третьих, Гражданский кодекс РСФСР отсылал к обычно предъявляемым требованиям в тех случаях, когда требования о качестве договором вообще не предусмотрены. Закон "О защите прав потребителей" придал обычно предъявляемым требованиям самостоятельное значение, не зависящее от наличия или отсутствия в договоре условия о качестве. Такое решение является целесообразным, поскольку имеются обычные требования, включение которых в нормативную документацию выглядело бы странным в виду их общеизвестности. В-четвертых, Закон "О защите прав потребителей" дополнительно к традиционным формам определения качества продукции (договор, стандарты) ввел новый весьма важный критерий - информация о продукции. Информация о потребительских свойствах продукции не является для нашей промышленности чем-то совершенно новым. И раньше можно было увидеть на отдельных товарах, в частности на упаковке пищевых продуктов, химикатов, лекарств и др., такую информацию. Однако она не играла той роли, которую ей придал Закон "О защите прав потребителей", - одного из необходимых критериев качества. В новой редакции ст.4 Закона "О защите прав потребителей" произошли дальнейшие существенные изменения критериев качества товара (работы, услуги). Содержание ст.4 практически полностью (почти текстуально) соответствует ст.469 ГК, регулирующей качество товара, реализуемого по договору купли-продажи. Однако ст.4 Закона "О защите прав потребителей" регулирует качество не только товаров, но также работ и услуг. Такое механическое перенесение критериев качества товаров на регулирование качества услуг в Законе "О защите прав потребителей" ничем не оправдано, тем более, что в ГК впервые оказание услуг регулируется самостоятельно. ............ |