Понятие риска невостребованности продукции
С переходом к рыночной экономике произошли принципиальные изменения в системе управления предприятием. Оно самостоятельно разрабатывает стратегию своего развития и осуществляет тактические меры по ее претворению в жизнь. При этом неизбежно возникают ситуации, когда предприятие может понести убыток.
Существует риск. Чтобы риск приносил прибыль, а не убыток, им необходимо управлять и, следовательно, анализировать причины риска, факторы, возможные последствия, методы и показатели, характеризующие его влияние на результаты деятельности предприятия, способы и источники компенсации его отрицательного на нее воздействия.
Риск невостребованной продукции возникает вследствие отказа потребителя от продукции предприятия и определяется величиной возможного материального и морального ущерба, понесенного предприятием по этой причине. Данный риск относится к группе хозяйственных рисков. Он может быть связан и с финансовыми, и с инвестиционными рисками, если речь идет о диверсификации действующего производства или вложениях в новое производство.
Всегда при ведении производства предприятие должно заранее знать, какую и для кого оно производит продукцию и какова станет величина потерь, если эта продукция не будет реализована.
Во избежание последствий невостребованности продукции предприятие-производитель должно проанализировать ее причины. Для этого необходимо знать вызывающие ее факторы. Они могут пересекаться, накладываться один на другой, а могут и не быть прямо связаны между собой. Необходимо разработать классификацию факторов риска невостребованности продукции. Цель такой классификации:
1. определение возможных направлений возникновения риска невостребованности продукции;
2. анализ причин отказов потребителя от предложенной ему продукции;
3. предварительная оценка возможных последствий возникновения риска невостребованности продукции;
4. анализ возможностей избежания риска;
5. поиск путей преодоления риска;
6. поиск путей минимизации затрат на ликвидацию последствий при возникновении невостребованности продукции;
7. создание информационной базы для принятия управленческих решений.
Классификация факторов риска невостребованности продукции позволяет с различных сторон рассмотреть проблему отказа потребителей от произведенной предприятием продукции и найти пути и способы избежать подобной ситуации с наименьшими для предприятия потерями.
Классификация факторов риска, невостребованности продукции
1. По факторам производства.
2. По причинам возникновения.
3. По центрам ответственности.
4. По центрам образования затрат.
5. По виновникам возникновения.
6. По производственным условиям.
7. По времени возникновения.
8. По времени обнаружения.
9. По видам продукции.
10. По потребителю продукции.
11. По каналам сбыта.
12. По возможности дальнейшего использования продукции.
13. По возможности преодоления. Проанализируем каждую группу факторов.
1. Факторы производства.
Факторы производства включают в себя:
1) труд;
2) производственные основные фонды;
3) производственные оборотные средства.
К категории «труд» можно подходить в данном случае двояко:
во-первых, это численность персонала предприятия;
во-вторых, это время, затраченное работниками предприятия на производство продукции, и содействие этому производству.
Трудовые ресурсы предприятия характеризуются их среднесписочной численностью, которая в соответствии со статистической отчетностью в настоящее время подразделяется так:
промышленно-производственный персонал;
непромышленный персонал;
работники несписочного состава.
Из численности промышленно-производственного персонала выделяют:
рабочих;
служащих, в том числе:
руководителей;
специалистов.
Любая из этих групп или представитель группы при определенных условиях может быть носителем риска невостребованности продукции. ............