Часть полного текста документа: Р е ф е р а т п о к у л ь т о р о л о г и и Тема: "Понятие гармонии, меры и красоты в древнегре- ческом искусстве" Многие исследователи культуры высказывали различные соображения о причинах,обуславивших столь важную роль древнегреческой культуры.Отмеча- лось особое географическое положение Греции,которое позволяло поддержи-вать обширные связи с другими странами,благоприятный синтез культурных достижений многих народов,в разные времена живших на ее территории,умелое использование греками ценностей чужих культур Греческая культура как бы из-быточна. В ней преобладало духовное начало .Это и побуждало другие народы подражать грекам,строить свою культуру по созданным ими образцам. Богатство духа проявляется в его неисчерпаемом многообразии ,а его независимости и подвижности проявляется его свобода. Именно такими обладала древнегречес-кая культура: духовным многообразием,подвижностью и свободой.Черты,кото-рые обеспечили ей универсализм,позволяющий и сегодня быть актуальной.Ан-тичность,давшая общекультурные ценности буквально во всех областях духов-ной и материальной деятельности, и по сей день остается отклонением от мате-риального направления мировой культуры.Древнегреческой культуре было при-суще ярко выраженное индивидуалистическое начало.Понятие личности сфор-мировалось в связи с окончательным становлением рабовладельческих полисов.Они были основой греческой и вообще античной культуры.Именно полисная организация общественной жизни необычайно ускорила развитие культуры.По-лисная демократия защищала не только жизнь и имущество своих граждан,но и права и свободу их личности. Греки не копировали другие народы,манеры их жизни , а полагались на своипредставления,они созидали себя сами, в этом было их величие. Выдающийся среди софистов-мыслителей был Протагор(481-411 г.г.). Ему принадлежит мысль ,до сих пор вызывающая возражения и споры философов: " Человек есть мера всех вещей ,существующих как существую-щих и несуществующих как несуществующих ". В ней выражен прямой факт обыкновенной человеческой жизни.,пренебрежением которым в истории культуры приводило к трагедиям.То,что человек считает существующим,то для него действительно существует,а то,что он считает несуществующим,то для него и не существует.Человек смотрит на мир не глазами ,данными природой,а "глазами" своего сознания,своей культуры.Протагора интересовал прежде всего человек в его отношении к истине:человек есть мера всех вещей.Истина человека в его самоопределении,в том,что он должен сам должен делать свой выбор,сам определять меру своего поведения.Но у Протагора сказано вообще:Человек-это ,значит,что каждый из людей не только имеет право на самоопределение,но и обязан признавать это же право и за другими людьми. Мысль Протагора стала первым в истории европейской культуры провозглашением гуманизма,принципом,в соответствии с которым эта культура должна быть организована. Можно сказать больше:Протоагор нашел точное и лаконичное выраже- ние для общекультурного идеала. В IV в. до н.э. в Греции учениками и последователчми Сократа были созданы несколько школ.Одной из них была школа киников. Киники восприняли внешнюю сторону учения Сократа,простоту и непритязательность его жизни,во всем необходима естественность.,философия была образом жизни. Скептицизм возник в конце IV в до н. ............ |