СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность, условия возникновения, структура и функции рынка. Провалы рынка. Государство в рыночной экономике
2. особенности переходной экономики России
3. тестовое задание
4. задача
литература
1. Сущность, условия возникновения, структура и функции рынка. Провалы рынка. Государство в рыночной экономике
Рынок – это совокупность отношений товарного обмена. В условиях рыночной системы хозяйства все продукты труда принимают экономическую форму товаров. По поводу природы товара и его свойств предлагались разные объяснения. Представители классической школы – У. Петти (1623 - 1687), А.Смит (1723 - 1790), Д. Рикардо (1772 - 1823) и другие – исповедовали трудовую теорию стоимости. А.Смит разъяснял, что труд является единственной мерой, посредством которой мы можем сравнивать между собой стоимости различных товаров во все времена и во всех местах. Другие ученые рассматривали в основе цены полезность товара, которая и позволяет сравнивать товары между собой.[1]
Представитель неоклассической теории А.Маршал разработал концепцию равновесной цены как синтеза полезности и издержек производства. Эта концепция состоит в согласовании двух названных выше теорий, переключении теоретических споров вокруг стоимости на изучение проблем взаимосвязей спроса и предложения как основополагающих процессов рынка. Носителем спроса выступает покупатель, который согласен купить товар по цене, обусловленной степенью полезности для него этого товара. Цена, которую назначает продавец, имеет в своей основе издержки производства. В процессе обмена на рынке между покупателем и продавцом достигается компромисс о единой цене, которую Маршал назвал равновесной.
Именно категория равновесной цены используется при анализе рыночного механизма.
Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. Основные функции рынка[2]: регулирующая, информационная, посредническая, ценообразующая, санирующая. Первое место занимает регулирующая функция, которую рынок выполняет посредством оперативного реагирования на изменение спроса и предложения. Колебание спроса и предложения оказывает немедленное воздействие на цены. Рост цен – сигнал к расширению производства, снижение цен – сигнал к его сокращению. Так рынок способствует согласованию производства и общественных потребностей, сбалансированности спроса и предложения.
Информационная функция рынка воплощена в ценах. Состояние и динамика рыночных цен позволяют строить и прогнозировать рыночную конъюнктуру, характеризующую состояние производства и потребления в конкретный период времени.
Посредническая функция рынка позволяет экономически обособленным производителям в условиях общественного разделения труда совершать взаимовыгодный обмен результатами своей деятельности. Рынок обеспечивает деловую порядочность своих субъектов. В процессе конкуренции отторгаются антирыночные действия продавцов и покупателей. Место на рынке занимают субъекты с высокой репутацией.
Ценообразцющая функция рынка обеспечивает признание лишь общественно необходимых затрат, только их согласен оплатить покупатель. Рынок как бы усредняет индивидуальные материальные и трудовые затраты, воплощенные в продуктах и услугах одного назначения.
Рынок выполняет санирующую функцию, очищая общественное производство с помощью конкуренции от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц. ............