Часть полного текста документа: СОДЕРЖАНИЕ 1. Развитие понятий бытия и небытия в философии 2. Роль теорий Э.Фромма в современной философии 3. Вопрос новой философии Иметь или Быть ? 4. Новый Человек 5. Заключение Список литературы Развитие понятий бытия и небытия в философии Вопрос понимания бытия и соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Для рассмотрения этого вопроса обратимся к истории развития философии. Первую философскую концепция бытия выдвинули досократики, одни из которых рассматривали бытие как единое, неподвижное и самотождественное, другие - как непрерывно изменяющееся, становящееся. Представителями этих направлений были Парменид и Гераклит. Досократики различали бытие "по истине" и бытие "по мнению", формулируя понятия сущности и существования. Вместе с этим была сформулирована концепция небытия, как противопоставления бытию, которое являлось отсутствием, отрицанием бытия. Категория небытия, как недоступная для мысли идея, тождественная категории "ничто" впервые появилась в учении Перменида об истинном пути мышления. Небытие противопоставляется бытию вообще, в то время как ничто - многообразию различных нечто. Демокрит и Платон придали бытию онтологический статус, причем Платон ввел не т ько различение бытию и небытия, но и бытия и сверхбытия, что предопределило дальнейшее рассмотрение понятия бытия в философии. Однако вернемся к понятию бытия. Платон впервые противопоставил мир вещей чистым идеям - миру истинного бытия. Аристотеь, опираясь на принцип взаимосвязи формы и материи строит учение о различных уровнях бытия от чувственного до интеллигибельного. Средневековая христианская философия противопоставляло божественное бытие и сотворенное, вслед за Аристотелем различая бытие на ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ и ВОЗМОЖНОЕ. Отход от этой позиции начинается только в эпоху Возрождения. Новый тип мироощущения, порожденный развитием науки, рассматривал бытие как реальность, противостоящую человеку, как осваваемое им в процессе его его деятельности. С развитием механики (17-18в) в трактовке бытия исходным является понятие ТЕЛА и природа рассматривается вне отношения к ней человека, как некий механизм. Наряду с этой линией, отождествляющей бытие с физической реальностью и исключающей сознание из бытия в новоевропейской философии формируется иной способ истолкования бытия при котором оно определяется путем синтеза сознания и самосознания. Этот тезис представлен в метафизике Декарта "мыслю, следовательно существую", в трактовках Лейбница (бытие как духовная субстанция - монада), отождествлениях Беркли существования и данности в восприятии. Завершение эта интерпретация нашла в немецком классическом идеализме. Для Канта бытие не является свойством вещей, бытие - это общезначимый способ связи наших понятий и суждений. У Фихте подлинным бытием является свободная, чистая деятельность абсолютного "Я", а материальное бытие - продукт сознания "Я". В качестве предмета философского анализа выступает бытие культуры - духовно-идеальное бытие, созданное деятельностью человека. Шеллинг видит в природе неразвитый разум, а подлинное бытие - в свободе человека, его духовной деятельности. В системе Гегеля бытие рассматривается как первая непосредственная ступень восхождения духа к самому себе. ............ |