ОМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
Половая дифференциация
Реферат
Выполнила: Кунгурцева С.П.
3-й курс, специальность психология
Проверила: Кубрина Л.В.
Омск
2004
Оглавление
Введение. 1
Половая дифференциация. 2
1. Методология половой дифференциации. 2
1.1. Оценки и социальные стереотипы.. 3
1.2. Определения половой дифференциации. 4
1.3. Деятельностный подход к проблеме половой дифференциации. 5
1.4. Причины половозрастных различий. 6
1.5. Сексуальное поведение. Эмоциональная адаптация. 7
2. Половые различия в способностях. 7
2.1. Моторные навыки. Перцептивные процессы.. 7
2.2. Вербальные функции. 8
2.3. Память. 9
2.4. Пространственные и технические способности. Числовые способности. 9
3. Половые роли в детстве. 10
3.1. «Женская» и «мужская» культура в детстве. 11
3.2. Свобода пересечения межполовых границ. 12
3.3. Укрепление межполовых границ. 12
3.4. Возрастные изменения. 13
3.5. Социальная ориентация женщин. 15
4. Половозрастная стратификация общества. 16
4.1. Школьные достижения. 16
4.2. Интересы и установки. 17
4.3. Социогенетические основания половозрастных различий. 18
4.4. Профессиональные достижения. 19
5. Процесс половой социализации в современных условиях. 20
Заключение. 22
Литература. 24
Интернет-ресурсы.. 24
Предметный указатель. 25
Введение
У человека половая дифференциация социально обусловлена. Мужчины и женщины обычно различаются между собой по характеру деятельности – служба, воспитание детей, домашняя работа, занятия на досуге – они играют половые роли. Разделение ролей происходит в детстве, оно включает не только игры, типичные для детей разного пола, но и другие значительные различия между мальчиками и девочками. Наиболее поразительно разделение их социальных миров, которое влечёт становление двух различных культур. Характерно, что у мальчиков соответствию половой роли придаётся большее значение.
Половые роли можно объяснить с трёх точек зрения: биологической, социальной и структурной.
Биологический подход предполагает, что роли определяются в процессе биологического созревания человека, и это отражает как генетические различия между мальчиками и девочками, так и эволюцию в целом.
Социальный подход наибольшее значение придаёт социальным причинам, т.е. влиянию усваиваемых в детстве взглядов и ценностей, а также процессам, которые опосредуют воздействие на ребёнка внешних факторов и восприятие им различий в социальном статусе и полоролевой позиции, которые заданы исторически сложившимися в культуре формами взаимоотношений у мужчин и у женщин. С этих позиций социальная психология объясняла межполовые различия в невербальном общении, речи, в склонности помогать другим и влиять на других. Например, мужчины в естественных условиях более склонны влиять сами, а женщины – находиться под чьим-либо влиянием.
Структурный подход основывается на признании того, что общественные структуры непосредственно отражаются на взглядах и поведении людей, и поэтому считается, что мужчины и женщины скорее приспосабливаются к воздействию культуры, и влиянию исторически сложившегося способа общения и взаимоотношении индивидов в зависимости от их половой принадлежности.
Динамика отношений детей в группах своего пола в контексте половой дифференциации обуславливается влиянием историко-культурных напластований, зафиксированных в таких формах, как, например, обычаи, стереотипы поведения, фольклор и др. ............