Часть полного текста документа:Политология официального монархизма. Последнее столетие царствования династии Романовых распределилось между четырьмя монархами: это были, говоря словами Л.Н.Толстого, "глупый, жестокий солдат Николай I", прозванный современниками за расправу над декабристами Палкиным; "слабый, неумный и недобрый Александр II", убитый народовольцами 1 марта 1881 г.; "совсем глупый, грубый, невежественный Александр III", пытавшийся возродить традиции своего "великого деда", и, наконец, "невежественный, слабый и недобрый Николай II со своими иконами и мощами", ознаменовавший начало своего правления кровавой "Ходынкой" и завершивший отречением от престола и трагической гибелью от рук победившего "большевизанства". Это был период, когда империя все неотвратимей склонялась "влево", устремляясь по наклонной к грядущей катастрофе - "октябрьскому перевороту" 1917 г. Власть полностью выпускает из рук политическую инициативу. Неудачи следуют за неудачами: поражение в Крымской войне 1854 г.; более чем скромная по своим итогам военная кампания 1877-1878 гг.; крайне обидный для национального самолюбия разгром России в войне с Японией 1904 г., - все это не только выявило застарелость и гнилость существующего строя, но и пробудило общественное самосознание, превратило политику в дело социального и нравственного служения. Политологическая мысль распадается на множество разнородных и противоборствующих течений. Среди них, несомненно, самым важным был идейный антагонизм официального монархизма и радикального социализма. Среднюю линию, с налетом и консерватизма и радикализма, занимал либеральный эволюционизм, особенно оживившийся в период так называемых "великих реформ" 60-х гг. XIX в. Наряду с этими течениями широкое распространение получают и всевозможные религиозно-политические утопии - как теократического, так и анархического плана. В общей конфронтации политологических идей конечное торжество выпадает на долю радикального социализма. С ним и связана судьба России в XX столетии. Рассмотрим прежде политологию официального монархизма. Карамзин и Местр, неустанно стращавшие Александра I революцией в России, оказались в принципе пророками: начало нового царствования действительно ознаменовалось революционным выступлением декабристов на Сенатской площади Петербурга. Это повлекло за собой еще больший сдвиг русского самодержавия в сторону консерватизма и реакции. Ради "предупреждения беспорядков и преступлений" Россия буквально опутывается сетью полицейского сыска и доносительства. Цензурный устав 1826 г. запрещает любые публикации не только о самодержавии, но и о "властях" вообще, дабы не ослабить к ним "должного почтения и преданности". Все приводится к единому знаменателю - "повиновению", и этим определяется политическое состояние русского общества в первой половине XIX в. 1. Теория официальной народности: С. С. Уваров (1786-1855). Одним из главных проводников новой политики стал Уваров, совмещавший одновременно две важнейшие государственные должности - президента Академии наук и министра народного образования. Несмотря на это, он во главу угла ставил не просвещение, не науку, а политическую благонадежность, верноподданство граждан, стремясь к установлению "единомыслия" в России. ............ |