Часть полного текста документа:Политико-правовые учения в Древнем Египте. К IV-III тысячелетиям до н. э. относится возникновение древнейшего рабовладельческого государства в Египте, утвердившегося как централизованная бюрократическая монархия во главе с фараоном. В политической идеологии рабовладельцев господствовали взгляды о необходимости общественно-политического неравенства, о превосходстве "высших" над "низшими", о "подлости" чужеземцев, которые были, главным источником рабов. Всякие проявления классового протеста осуждались как посягательства на извечные законы мироздания. Теория божественного происхождения государства выражалась в культе фараона. Мифология изображала фараона как земного бога, родившегося от союза бога солнца и смертной женщины. В древнеегипетском документе бог говорит царю Рамзесу II: "Я твой отец... Я дал тебе божественное назначение, чтобы ты мог править...". Свидетельством мощи фараона должны были служить огромные гробницы-пирамиды, которые внушали народным массам идею страха и преклонения перед могуществом и величием фараона и строительство которых стоило жизни сотням тысяч рабов. В то же время идеологи рабовладельческой знати говорили о необходимости внимания фараона к их нуждам. Они рассматривали деятельность чиновников как благородное занятие в отличие от "недостойного" труда простых людей. Рабовладельческая идеология, отражавшая классовую борьбу рабовладельцев с рабами и разоряющимися общинниками, находит выражение в различных источниках, в том числе в литературно-политических трактатах, так называемых поучениях. В "Поучении гераклеопольского царя своему сыну" (около 2100 г. до н. э.) отражен рост внутренних противоречий, усиление и обострение классовой борьбы, которая выливалась в выступления угнетенных против рабовладельцев. Обостряется борьба и между отдельными группами рабовладельцев. В трактате изложены советы, как управлять в это трудное для властвующих время. Царь предлагает возвышать вельмож, видя в них опору государства, и рекомендует приближать не только знатных; но и незнатных богачей, чтобы сплотить все силы эксплуататоров против рабов и неимущих свободных. Верхушка рабовладельцев пытается посеять ненависть к другим народам. "Подл азиат", "больше, чем отвращение, - говорится в "Поучении", - азиат для Египта". Выражая точку зрения господствующего класса, автор заявляет, что бедняки, неимущие- враги царской власти. Он призывает к террору против бедняков и рабов. "Подавляй толпу,- советует царь,-уничтожь пламя, которое исходит от нее". Автор "Поучения" рассматривает бедняков как врагов царя: "...не поддерживай [человека, который;) враждебен, будучи бедняком... он - враг". Классовый характер идеологии "Поучения" обнаруживается и при рассуждении о правовом неравенстве бедняка, которому бесполезно искать защиту у судей. "Судьи юга судят бедняка, - говорит автор. - Знай, что они немилостивы в тот день, когда они судят нищего". В "Поучении" содержится и такая трактовка государственной власти, согласно которой царь является пастырем народа, защитником слабых. Однако рабы и неимущие свободные не были склонны думать так, как их угнетатели. Они сжигали царские дворцы и рабовладельческие хозяйства, поднимали восстания с целью уничтожить ненавистный политический режим. ............ |