Часть полного текста документа:Министерство образования Российской Федерации Сибирский институт права, экономики и управления ДОКЛАД по дисциплине "История политических и правовых учений" На тему: "Политико-правовые учения Коркунова" Выполнила: студентка III курса юридического факультета 2-й группы Ильина М.В. Проверила: _______________________ Иркутск, 2003 Н. М. Коркунов (1853-1904) - видный представитель позитивистской теории государства и права. Его основная работа - "Лекции по общей теории права" (1886 г.). Коркунов предпринял попытку отойти от ортодоксальных положений формально-догматической юриспруденции и формалистического понятия права. Он выступает против превращения юриспруденции в раболепную "служанку законодательства", против отождествления права с законом - основной тенденции юридического позитивизма XIX в. "Если бы право и закон были тождественны, то было бы непонятно существование юридических теорий". "Если бы норма делалась юридической только в силу облечения ее в форму закона, единственно возможная юридическая теория была, бы теория составления законов". Философско-методологическую основу теории Коркунова составляют позитивизм, субъективный идеализм и индивидуализм смягченного вида. Он выступает против крайностей механического индивидуализма XVII-XVIII вв., который. сводил общество к механической сумме индивидов, и этатистских теорий Гегеля и других авторов, с точки зрения Коркунова, растворявших личность в обществе и государстве. Коркунов выдвинул так называемую психическую теорию, или теорию "субъективного реализма", согласно которой общество есть "объективный общественный порядок", "психическое единение людей". В то же время личность представляет собой "особое самостоятельное начало", которое не растворяется в обществе, а сохраняет "свою самостоятельность, свои особые цели, не сливающиеся с общественными и не подчиняющиеся им". Содержанием социальной жизни Коркунов считал совокупность разнообразных сталкивающихся между собой личных и групповых интересов в политической, экономической, религиозной и иных областях. Отсюда, полагал он, вытекает необходимость права, задача которого заключается в том, чтобы обеспечивать должный общественный порядок в сталкивающихся между собой интересах. С этой точки зрения право есть "разграничение интересов". С одной стороны, данное понятие было направлено против формалистической теории юридического позитивизма, сводившего право в конечном счете к волеизъявлению политической власти, "приказу суверена" (Остин и др.). С другой - Коркунов стремился преодолеть крайности концепции Иеринга, отождествлявшего право с интересом ("право как юридически защищенный интерес"). В соответствии с дуализмом индивидуального и коллективного, право, по Коркунову, тоже имеет два взаимосвязанных, но относительно самостоятельных, не сводимых друг к другу аспекта: объективный (юридическая норма) и субъективный (юридическое отношение, субъективное право и обязанность). Нельзя, утверждал он, признавать право чем-то односторонне поглощающим личность: "основой всего права в конце концов является все-таки индивидуальное сознание". Право выражает "не объективно данное подчинение личности обществу, а субъективное представление самой личности о должном порядке общественных отношений". ............ |