Часть полного текста документа: Политико-административное деление России 1. Государственное устройство России, принципы федерализма России, проблемы национально-административного деления. 2. Субъекты РФ, их число, виды. 1. Государственное устройство России, принципы федерализма России, проблемы национально-административного деления. Суверенные государства имеют различные формы организации хозяйства (правления). Важнейшей из них является государственный строй (формы правления). Принципы государственного, социально-экономического и территориального устройства любой страны закреплены в ее основном законе (конституции). РФ - суверенная демократическая республика (президентская) - имеет федеративную форму государственного устройства, что отражено в новой конституции страны (от 12 декабря 1993 года) и федеративном договоре. Принципы построения федерализма России основываются на: А) добровольном объединении ее субъектов Б) принципе равноправия и самоопределения народов В) национальном принципе и незыблемости ее демократических основ. Субъекты федерации (республики, области, края, автономные округа (а. о.), автономная область (А.О.)) состоят из самоуправляемых территориальных образов и самостоятельно определяют свое территориально устройство. Основное положение федерального договора предусматривает разграничение полномочий между РФ и ее равноправными субъектами. К ведению федеральных органов государственной власти относятся, например, такие ф-ции как: принятие и изменение конституции страны, защита прав и свободы человека, финансовая, валютная, кредитная, таможенное регулирование, бюджет, налоги, транспорт, внешняя политика и международные отношения, оборона, защита границ, территориальных вод, воздушного пространства и т. д. В совместном ведении РФ и субъектов находятся вопросы пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, охраны окружающей среды и экологической безопасности, установления общих принципов налогообложения и др. Субъекты федерации наделяются при этом широкими полномочиями для самостоятельной хозяйственной деятельности, заключения между собой прямых торговых соглашений, осуществления внешней экономической деятельности, правового регулирования социально-экономического развития, в т. ч. Принятия законов и иных правовых актов (в соответствии с основным законодательством РФ). Новая конституция России и федеральный договор в корне изменили характер взаимоотношений между федерацией и ее субъектами, существенно расширив их хозяйственную деятельность и создав тем самым благоприятные предпосылки для вхождения на рынок. Президент (гарант конституции) имеет широкие полномочия, но его власть ограничена парламентом. Законодательная власть принадлежит парламенту, который состоит из 2-х палат: верхней (Совет Федерации) и нижней (Госдума). Исполнительная власть принадлежит правительству во главе с премьер-министром. Федерация строится по национальному и территориальному принципу, который, в значительной мере, определяет содержание и структуру государственного устройства. ............ |