Реферат
Тема:
"Политический цикл – новый, бюджетная политика – прежняя"
Кемерово, 2009 г.
1. Новый бюджетный документ «Федерального центра»
Этот документ обеспечивает преемственность запланированной бюджетной политики с недавно охарактеризованной О.Г. Дмитриевой прежней бюджетной политикой, спровоцировавшей распространение мирового финансового кризиса на российскую экономику при её семипроцентном росте и значительных положительных сальдо торгового баланса и золотовалютных резервов. Конкретнее говоря, федеральный бюджет – 2009–2011 – немодернизационный, неинновационный и несоциальный.
2. Моменты преемственности бюджетной политики
Они очевидны, и первый – сохранение идеологии профицитности, о порочности которой стократ и в нюансах писали, в частности, авторы «Российского экономического журнала». С самого начала рассмотрения проекта федерального бюджета – 2009–2011 в сентябре 2008 года О.Г. Дмитриева и её единомышленники – депутаты настаивали на том, что бюджет должен быть сбалансированным, а его ресурсы надлежит расходовать внутри страны. Эффективность использования бюджетных средств – абсолютный императив в условиях распространения глобального кризиса на национальную экономику, а значит, следует проводить политику беспрофицитного бюджета, направляя все получаемые доходы на модернизацию народного хозяйства и на социальное развитие страны.
Нельзя, далее, не отметить традиционное заведомое занижение инфляции. С учетом запланированного на грядущий год роста тарифов естественных монополий в пределах 25–26% инфляцию 2009 г. Изначально прогнозировали на уровне минимум 13–14%, а не 7,5–8,5%, фигурировавших в правительственном прогнозе. Большее сомнение вызывали и официальные прогнозные оценки по составляющим инфляционного процесса.
Кстати заметить, согласно данным роста, совокупная инфляция уже за январь – ноябрь 2008 г. Составила 12,5% и министр экономического развития РФ признала, что по итогам 2008 г. Таковая достигнет 13,5%.
Говоря о том, что верстать бюджет при заведомо заниженной инфляции, – значит продолжать искусственно сокращать возможные госрасходы социально-экономического характера, мы одновременно указывали на наличие в новой бюджетной трехлетке, как и в бюджетах предшествующих лет, резервов увеличения доходов, связанное с корректировкой параметров прогнозируемых показателей, определяющих налоговую базу. Это касается в первую очередь ряда налогов, прежде всего налога на прибыль и НДС, акцизов на этиловый спирт, табак и на бензин, вывозных таможенных пошлин на нефть.
Подчеркивались также традиционная недооцененность бюджетных поступлений от таких видов налоговых доходов, как госпошлины, прочие доходы, сопряженные с оказанием платных услуг бюджетополучателей, и компенсации зарплат федерального бюджета. Акцентировалась и тоже традиционная поразительная заниженность доходов от размещения временно свободных средств бюджета. В самом деле, эти доходы на 2009 г. Были определены разработчиками бюджетной трехлетки в сумме всего 250 млн. руб. Между тем только в январе-ноябре текущего года Минфином России были проведены 24 аукциона по размещению на банковских депозитах временно свободных средств федерального бюджета, и исходя из соответствующих объемов, сроков и процентных ставок совокупный доход можно оценить 11436,8 млн. ............