I. Введение
Под влиянием массового революционного движения на рубеже XIX – XX вв. активизировалась политическая деятельность дробно-буржуазных политических движений. Идеология их формировалась под действием, с одной стороны, жесткого политического и национального гнета царизма, а с другой – все большего развития пролетарского движения во главе с революционной марксистской партией. Россия стала узловым центром противоречивой эпохи. В основе их лежали конфликты между новыми производственными силами и многочисленными феодальными пережитками в производительных отношениях, прежде всего в сельском хозяйстве, сковывающими развитие производительных сил и всего общества.
В национальных районах по мере развития капитализма ускорялось формирование буржуазии наций и вместе с тем нарастало их сопротивление великодержавной политике царизма.
Революционные волны русского освободительного движения 1905 года докатились до забитых, малоподвижных масс и ожили деятельность революционных организаций в Белоруссии. С этого времени белорусское национально-революционное движение принимает массовый характер и достигла за 2 года сильнейшего революционного подъема. БСГ становится главной организационной силой движения, его руководственным центром.
II. Союз русского народа
Союз русского народа - крайне правая политическая организация, создана в ноябре 1905, центр в Санкт-Петербурге, свыше 500 отделов в других городах страны. Руководители: А.И. Дубровин, В.М. Пуришкевич, Н.Е. Марков. Программа наряду с требованием сохранения монархии и борьбы с “засильем инородцев” требовала улучшить положение трудящихся, избавиться от господства бюрократии. В результате раскола в 1908 выделился “Союз Михаила Архангела”. В 1910—12 “Союз русского народа” вновь распался на две самостоятельных организации: “Союз русского народа” и “Всероссийский дубровинский союз русского народа”. После Февральской революции 1917 деятельность “Союза русского народа” запрещена.
С.Ю. Витте негативно относился к черносотенцам характеризовал руководителей "Союза..." так: "Большинство его вожаков политические проходимцы, люди грязные по мыслям и чувствам, не имеют ни одной жизнеспособной и честной политической идеи и все свои усилия направляют на разжигание самых низких страстей дикой, темной толпы. Партия эта, находясь под крылами двуглавого орла, может произвести ужасные погромы и потрясения, но ничего, кроме отрицательного, создать не может. Она представляет собой дикий, нигилистический патриотизм, питаемый ложью, клеветою и обманом, и есть партия дикого и трусливого отчаяния"
Выход для общества черносотенцы видели в возращении к «исконным началам: Самодержавию, Православию, Народности». Власть государя должна выражать интересы не отдельных сословий, считали они, а всей нации в целом. Для этого она должна быть свободна от всевозможных «конституций и парламентов».
Что же касается православия, то главное несчастье церкви черносотенцы видели в её подчинении государству. Духовенство слилось с чиновничеством, церковь превратилась в придаток государства. Корень этого зла тоже уходит в Петровские реформы, считали они. Многие черносотенцы выступали за восстановление на Руси патриаршества, как это было в допетровскую эпоху.
Наконец, своей важнейшей задачей черносотенцы считали ограждение русского народа от всевозможных «инородных влияний». ............