Часть полного текста документа:Политические коммуникации в армейской среде Коммуникативные процессы в армии, как в специфическом политическом институте, наряду с общими тенденциями, присущими для политической жизни общества в целом, имеют свои особенности. С точки зрения П.-Ж. Шварценберга коммуникация - это непрерывный обмен политическими смыслами между индивидами и политическими силами общества с целью достижения согласия. [1] В диалоге между властью и обществом последнее доносит свои требования до властных структур посредством разветвленной системы представительства. Однако подобной системы представительства интересов в России (в т.ч. в армии) до начала 1990-х гг. не было, поскольку отсутствовала традиция такого диалога. Несформированность институтов гражданского общества не создавала разветвленной системы трансляции требований граждан к властным структурам (в советское время единственным легальным каналом коммуникации власти и общества была коммунистическая партия). По мнению ряда политологов, основными способами политической коммуникации являются: коммуникация через средства массовой информации; коммуникация через организации, когда передаточным звеном служат политические партии, группы интересов и т. д.; коммуникация через неформальные каналы с использованием личных связей. Коммуникация через средства массовой информации в армейской среде имеет свои особенности. Несоответствие информации, исходящей от СМИ, и реальной действительности способствует снижению их влияния в коммуникативном процессе. Если министр обороны в печати, по радио и телевидению заявляет о прорыве в вопросах военной реформы, а военнослужащие этого не замечают, если СМИ муссируют заявления министерства финансов о многократном повышении денежного довольствия военнослужащих, также не соответствующее реальной действительности, то все эти факты приводят к снижению эффективности коммуникативного процесса. Связь между правителями и управляемыми принимает ошибочный характер, что способствует дальнейшему углублению противоречий, а не преодолению их. Пресса, поступающая в воинские части и подразделения, в основном является официальной - правительственной. В воинских частях в соответствии с руководящими армейскими документами выписываются в обязательном порядке "Российская газета", "Красная Звезда", окружная газета и журнал "Ориентир" (издатель - министерство обороны). Это все официальные издания, через которые проходит "проверенная" информация. Другие издания (перечень существует в соответствующем приказе министра обороны) выписывать можно при наличии спонсорских средств. Поэтому источники информации, альтернативные официальным, в армейской среде практически отсутствуют. Некоторым исключением является телевидение, которое в незначительной степени корректирует коммуникативный процесс в армии. Апелляция к таким чувственным, иррациональным, эмоционально-волевым компонентам общественного сознания, как любовь к Родине, национально-патриотические настроения способна мобилизовать поддержку значительной части военнослужащих, тех или иных политических субъектов. Но обычно подобные изменения в массовом сознании имеют кратковременный характер, и по окончании пропагандистской кампании такая поддержка прекращается. ............ |