Часть полного текста документа:Политические коммуникации Пушкарева Г.В. Политический менеджмент - как управление людьми в процессе политической деятельности - предполагает четкое знание особенностей возникающих между ними связей, взаимодействий, коммуникаций. Из теории и практики управления уже давно известно, что эффективность работы любого предприятия, учреждения зависит прежде всего от сложившейся коммуникационной системы, ее отлаженной и бесперебойной работы. По свидетельству американских исследователей, 73% американских, 63% английских и 85% японских руководителей считают коммуникации главным препятствием на пути достижения эффективности их организаций1. Словом "коммуникация" обозначают обычно два явления социальной жизни: во-первых, межличностное общение, во-вторых, передачу информации. Эти два явления очень близки: общение людей - это всегда передача какой-то информации, а передача информации несмотря на совершенство технических систем имеет смысл лишь тогда, когда ее получателем является человек. Однако данное разделение неизбежно в силу различных методологических подходов, лежащих в основе изучения коммуникаций. Парадигма первого подхода отражает субъективно-атомистическое видение реальности: человек как творец социального является основным объектом научного исследования, поэтому важнейшим становится то, как он ведет себя с другими людьми, как общается с ними, каким образом передает информацию другим, как воспринимает новое знание. Упрощенно изыскания сторонников этого подхода можно свести к всестороннему анализу особенностей передачи-информации по следующей схеме: Парадигма второго подхода отражает объективистско-холистское видение реальности: предпочтительным направлением исследований здесь является изучение места и роли коммуникаций в жизни общества, выявление основных, имеющих значимость для социальных систем каналов передачи информации, анализ проблем информационного пространства и особенностей его формирования. Политические коммуникации представляют собой особый вид социальных коммуникаций. Это, с одной стороны, та особая форма межличностного общения, которая возникает в ходе политической деятельности, а с другой - это тот процесс движения [c.45] информации, который обеспечивает воспроизводство политической жизни, политической системы, политики как особой сферы общества. Человек, стремящийся к тому, чтобы его голос был услышан власть имущими, и уж тем более человек, желающий добиться определенных успехов в политике, должен иметь хотя бы самое общее представление об особенностях и значении коммуникативных процессов в политической сфере. Политику недаром называют искусством возможного, ибо индивид постоянно соизмеряет свои действия с позициями и интересами окружающих его людей. Наибольших успехов добивается тот, кто в состоянии уловить перемену настроения масс, изменение ориентации и устремлений своих соратников и партнеров, уязвимость позиции недругов. Все это становится возможным только на основе умелого использования в своих интересах коммуникационных связей и процессов. Мы остановимся только на двух проблемах. Во-первых, рассмотрим некоторые особенности технологии отбора информации, необходимой для принятия политических решений, и во-вторых, выделим основные каналы трансляции информации из политической сферы. ............ |