Часть полного текста документа:Политическая власть и право Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. "Право человека должно быть священным, каких бы жертв ни стоило это господствующей власти. Здесь нет середины и нельзя измышлять среднее прагматически обусловленного права (нечто среднее между правом и пользой); всей политике следует преклонять колени перед правом ..." Иммануил Кант § 1. Феномен политической власти Общественная природа власти. Власть - одно из основных начал человеческого общежития как общего жития, жизни людей. Там, где есть общество, есть власть. И наоборот - где есть власть, есть общество. Природу власти можно понять только как отношения между людьми. Но, разумеется, власть - не всякие отношения, а только такие, которые предполагают отношения определенной зависимости между людьми, отношения руководителя и руководимого, господства и подчинения. Современный американский политолог Т. Болл, справедливо отмечая разнообразие существующих концепций и определений политической власти, предлагает различать два подхода к ней, основанных на выяснении, для чего, т.е. в каких целях, используется власть (он называет ее "власть для...") и над кем она осуществляется ("власть над..."). "Власть для" - это власть, которой пользуются для убеждения или разубеждения, либо для того, чтобы обеспечить чьи-либо преимущества. Она не связана или почти не связана с принуждением или господством. С последним связана "власть над". Болл считает, что "власть над" кем-то хотя и важна - это не власть как таковая; она не исчерпывает всех возможных политических проявлений и производна от понятия "власть для" чего-то, более того, паразитирует на этом понятии. Принимая в принципе различение на "власть для" и на "власть над" как помогающее выяснению феномена власти, оговоримся, что это стороны одной власти, использующей разные способы поддержания существующих в обществе властных отношений. Вряд ли можно безоговорочно согласиться с утверждением Болла, что теоретически политологи склонны рассматривать власть политических деятелей как действие, направленное на что-то, а не как господство над кем-то1. [c.166] Даже если исходить из понимания "власти для" как власти, обеспечивающей чьи-то преимущества, как действий, направленных на "что-то", то нельзя исключить, что "власть для" может быть направлена на подчинение большинства населения правящей элите, на то, чтобы обеспечить преимущества второй над первым. Нет и не может быть власти без подчинения.И наоборот - там, где нет подчинения, нет власти. Конечно, теоретически можно говорить о подчинении вне связи с принуждением и господством, о добровольном, сознательном, воспринимаемом как благо подчинении. Но на практике, и прежде всего в политике, подчинение предполагает, в большей или меньшей степени, принуждение и господство. Рассмотрим эти сугубо теоретические рассуждения на примерах истории. Великий реформатор древности афинский правитель Солон, причисленный к семи греческим мудрецам, в конце VI в. до н.э. показал образец политики, принятия политических решений как "искусства достижения возможного", "искусства жить вместе". Ему удалось создать действенные механизмы компромисса между борющимися сторонами афинского общества - старой родовой знатью, промышленными и торговыми кругами, крестьянами. ............ |