Содержание
Введение
1. Политические идеи русских революционных демократов (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов) и представителей русского революционного народничества (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, М.А. Бакунин)
2. Идеи либерализма в русской политической мысли (Б.Н. Чичерин, Г.Ф. Шершеневич, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, И.А. Ильин
3. Объясните, почему в столкновении либерализма, консерватизма и радикализма в российской политической истории рубежа XIX–XX вв. восторжествовал идеологический радикализм. Укажите, какие социокультурные факторы этому способствовали
Заключение
Литература
Введение
С XVII–XVIII вв. западноевропейские идеи Нового времени начали оказывать существенное влияние на политическую мысль в России. Отделяясь от религии, она постепенно переходит на светские позиции. В немалой степени ускорению этого перехода способствовали реформы Петра I, которые, по убеждению многих исследователей, явились радикальным преобразованием по типу «революции сверху».
История России как бы распалась на две части – историю допетровской патриархальной Руси и историю России «европеизированной». В рамках последней наряду с ценностями нового порядка продолжали параллельно существовать и развиваться на уровне народной культуры патриархально-традиционные ценности.
Европеизация России затронула лишь определенную часть социального тела, не коснувшись низших слоев общества. Крестьянская Россия почти до самого конца XIX в. оставалась в своем традиционном бытии – в сельской общине, где поведение каждого ее члена было обусловлено коллективным характером и системой контроля со стороны собрания сельского «мира», практиковалось внеэкономическое принуждение к труду, а отношения с государством строились по принципу безупречного подчинения, опираясь на идеи «наивного монархизма».
В этой связи специфику отечественной политической традиции во многом принято определять исходя из видения России как промежуточной цивилизации – переходной формы от традиционной, статичной цивилизации к нетрадиционной, динамичной. В результате нескольких попыток капиталистической модернизации российское общество оказалось неспособным в полной мере завершить подобный переход. Модернизация в России проводилась «сверху», по имперской модели. Развитие промышленности не сопровождалось ростом гражданских свобод, свободомыслие неукоснительно пресекалось, принуждение к труду осуществлялось внеэкономическими средствами и т.д. Таким образом, преобразования «сверху» не получали обратного импульса, что не только не способствовало укоренению ценностей частной собственности и инициативы, правовых норм, институтов самоуправления и гражданского общества, но и увеличило разрыв между двумя системами ценностных ориентаций: сравнительно узкой управленческой и культурной элиты и остального населения. В итоге политическую историю России можно представить как постоянное противоборство либеральных и патриархально-традиционных ценностей, что и нашло отражение в идейных исканиях отечественных политических мыслителей, прежде всего периода XIX – начала XX в., для которых отношение к реформам Петра I становится попыткой самоопределения в различных направлениях отечественной политической традиции. ............