Часть полного текста документа:Политическая модернизация в России: поиск альтернативы. 1. Теории политической модернизации Теория политической модернизации в политической науке начала формироваться в 50-60-х гг. XX в. Ее создатели опирались на теоретическое наследие известных исследователей XIX- начала XX вв., в частности М. Вебера (выдвинувшего идею развития европейской цивилизации в направлении от традиционного общества к современному на основе рационализации поведения), Ф. Тенниса и Э. Дюркгейма (предложившего концепцию эволюции от обществ с "механической солидарностью" к обществам с "органической солидарностью" на основе разделения труда). В качестве теоретической базы, на которую опирались теоретики модернизации, выступали также основные положения структурно-функционального анализа, представления структурных функционалистов об общественном развитии. Особый вклад в разработку теории модернизации внесли работы Г. Алмонда и Д. Пауэлла "Сравнительная политология. Подход с позиций "концепции развития""(1966), Д. Аптера "Политика модернизации" (1965), С. Липсета "Политический человек" (1960), Л. Пая "Аспекты политического развития. Аналитическое исследование" (1966), Д. Растоу "Мир наций" (1967), Ш. Эйзенштадта "Модернизация: протест и изменение"(1966), С. Хантингтона "Политический порядок в меняющихся обществах"(1968) и другие. В своем развитии теория модернизации прошла условно три этапа: 50-60-е гг., 60-70-е гг. и 80-90-е гг. Теория модернизации "образца 50-60-х гг." основывалась на таком методологическом допущении, как универсализм. Развитие всех стран и народностей рассматривалось как универсальное, то есть происходящее в одном направлении, имеющее одни и те же стадии и закономерности. Признавалось наличие национальных особенностей, однако считалось, что они имеют второстепенное значение. В целом модернизация представлялась как процесс развития в направлении от традиционного общества к современному. Большинство авторов теории модернизации в 50-60-х гг. исходили из идеи технологического детерминизма. Они считали, что в основе общественного развития лежит прогресс в экономике и технологии, ведущий к повышению жизненного уровня и решению социальных проблем (необходимо отметить, что в этот же период создавались теории индустриального общества, основанные на сходных допущениях; эти теории развивались в трудах У. Ростоу, Р. Арона, Д. Белла и др.). Благодаря научно-техническому прогрессу происходит "осовременивание" общества путем перехода от традиционных ценностей и общественных структур к современным, рациональным ценностям и структурам. Наиболее развитой, "современной" страной представители теории модернизации считали США, за которыми выстраивались европейские страны. Однако отсталые страны также имели шанс достичь уровня "современности" передовых держав. Теория модернизации объясняла пути и способы решения этой задачи. Для этого выяснялось, насколько "отсталые" общества соответствуют "идеалу", выявлялись некоторые национальные особенности и намечались пути решения проблем. Таким образом, одной из основных черт теории модернизации первого этапа был телеологизм и евроцентризм (точнее американоцентризм). Об этом свидетельствуют и некоторые определения модернизации, родившиеся в этот период. ............ |