Часть полного текста документа:Поле внимания и развитие ребенка Яков Фельдман Предисловие В 1990 году я впервые сформулировал основные принципы теории уровней. Оказалось, что из некоторого очень небольшого количества основных понятий можно вывести феномены наблюдаемые в самых разных областях человеческой жизни. Так появилась реальная возможность объединить все науки о человеке. Позже оказалось, что теория уровней лишь часть модели. Но свое значение и прикладную силу она при этом не потеряла. Ключевым понятием теории уровней является поле внимания. Один объект Когда рождается ребенок, глаза его смотрят в разные стороны. Проходит несколько дней, неделя, иногда две, прежде чем оба глаза нацелятся на один предмет и будут за ним следить. Теперь можно утверждать, что маленький человек способен удерживать в своем поле внимания один объект. Это очень важный рубеж. И мы будем считать его переходом с нулевого уровня на первый. Вообще, поле внимания есть ключевое понятие нашей теории уровней. Когда какая-нибудь система переходит на новый уровень, то коренным образом меняются все свойства этой системы. Например, у ребенка при переходе на новый уровень изменятся операции с предметами, поведение в группе, моральные и логические суждения, типовые конфликты и страхи. Оказывается, что поле внимания однозначно определяет эти и другие свойства системы. Разумеется, здесь есть несколько уровней абстракции. Абстрактный ребенок переходит с нулевого уровня на первый через неделю после рождения. Он проживет на первом уровне три года и лишь через три года перейдет на второй уровень. Конкретный ребенок, во-первых, переходит на новый уровень чуть позже или чуть раньше. Вы сами могли это наблюдать. Во-вторых, когда конкретный ребенок запускает какую-нибудь целостную деятельность, то у этой деятельности есть свой уровень. Например, постукивание погремушкой имеет уровень 1, а собирание игрушки из частей уже имеет уровень 2. Абстрактный ребенок первого уровня запускает деятельности только первого уровня. Он может стучать погремушкой, но он не может собирать игрушку из частей. Напротив, конкретный ребенок запускает деятельности самых разных уровней, и более высоких, и более низких. Можно лишь утверждать, что один из уровней превалирует - деятельность этого уровня запускается чаще и длится дольше. Этот превалирующий уровень деятельности ребенка и есть уровень ребенка на данном этапе его развития Абстрактный ребенок существует в нормативах и инструкциях. Например, на коробках с конструкторами, содержащими мелкие детали, обязательно пишут "детям до трех лет не давать". То есть абстрактный ребенок первого уровня не будет запускать деятельность второго уровня (собирать игрушку из деталей), а будет запускать деятельности первого уровня (например, возьмет деталь в рот и проглотит ее). Еще раз напомним, что такое первый уровень. Это один объект в поле внимания. Абстрактный ребенок находится на первом уровне от 0 до 3 лет. (По другой версии от полугода до 3-х с половиной лет). В опытах Пиаже было показано, как ребенок первого уровня, получив вторую игрушку, забывает о первой. Я сам видел, как дети и взрослые, развернув конфету, то есть, разделив объект (конфету в обертке) на два (на конфету и обертку), теряли интерес ко второму объекту (к обертке) и ее уносило ветром. ............ |