Подоходный налог с физических лиц
Положения гл. 16 НК не претерпели концептуальных изменений по сравнению с ранее действовавшим Законом Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц» (далее - Закон) (который вместе со всеми остальными налоговыми законодательными актами отменен с 1 января 2010 г.), как это было, например, в прошлом году, когда наша страна перешла на применение единой ставки налога. Несмотря на это, изменений произошло довольно много и некоторые из них очень интересны и прогрессивны. С учетом большого объема указанной главы НК мы будем рассматривать только наиболее существенные нововведения в порядок исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц (далее - подоходный налог или налог).
Отметим, что состав плательщиков подоходного налога с физических лиц (далее - плательщики), который регламентирует ст. 152 НК, и порядок определения объекта налогообложения подоходным налогом, установленный в ст. 153 НК, по сравнению с прошлым годом не изменились.
Налоговая база подоходного налога
Статья 156 НК, регламентирующая общие правила определения налоговой базы, дополнена новым по сравнению с Законом правилом. Так, п. 5 данной статьи установлено, что для доходов, исчисленных налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами в соответствии с законодательством о декларировании физическими лицами доходов и имущества, налоговая база подоходного налога с физических лиц определяется как денежное выражение суммы такого превышения. При этом налоговые вычеты, предусмотренные ст. 164–166 и 168 НК (см. ниже), не применяются.
Данная норма является своеобразным продолжением ст. 11 Закона Республики Беларусь «О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств» (далее - Закон о декларировании), согласно которой если налоговым органом установлено, что сумма сделки или стоимость приобретенного имущества (расходы) превышают сумму, заявленную физическим лицом в декларации (доходы), либо факт получения дохода не подтверждается или выявлен доход, ранее сокрытый от налогообложения, то этот налоговый орган направляет физическому лицу письменное требование о даче пояснений об источниках денежных средств, за счет которых были произведены расходы. Пояснения в письменной форме должны быть представлены физическим лицом в налоговый орган в течение 30 календарных дней со дня вручения письменного требования.
При отказе физического лица от дачи пояснений об источниках денежных средств в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, либо недостаточности представленных пояснений или в случае, если представленные пояснения не позволяют однозначно установить источник получения денежных средств, сумма превышения расходов над доходами подлежит налогообложению в порядке, установленном законодательством. Исчисленный налог подлежит уплате в течение 30 календарных дней со дня вручения физическому лицу сообщения налогового органа о необходимости уплаты налога. Иные уполномоченные органы при установлении факта превышения расходов физического лица над его доходами, а также в случаях, если факт получения дохода не подтверждается или выявлен доход, ранее сокрытый от налогообложения, в течение 15 дней направляют об этом сообщение в налоговый орган по месту жительства физического лица в целях принятия мер в порядке, предусмотренном ч. 2 и 3 ст. ............