Часть полного текста документа:Подготовленность к социальной самозащите как условие социального становления человека М.А.Ковальчук Перед педагогической наукой и школьной практикой в наши дни стоит большая задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в новых условиях. Противоречивый характер эволюции различных сфер жизни и современного нам общества вызвал потребность в подготовленности личности к социальной самозащите как необходимом условии социального становления современного человека. Окружающая действительность оказывает на него постоянное воздействие. Часто эти влияния носят не только позитивный характер, но имеют и негативную окраску; для того, чтобы комфортно чувствовать себя в обществе, где человек живет и трудится, он должен уметь активно противодействовать негативным воздействиям социума. Мы полагаем, что для этого человек должен, с одной стороны, обладать устойчивостью, а с другой - способностью гибкого реагирования на все возникающие социальные проблемы. Современный человек - мобильная личность, поэтому, определяя категорию социальной самозащиты, мы включаем в это понятие устойчивость и гибкость. Социальная самозащита - способность личности активно и гибко реагировать на изменения внешних условий, социальных и психологических реалий и в то же время постоянно сохранять принятые ею нормы, установки и социальный опыт, противодействуя негативным воздействиям социальной среды. Под негативными принято понимать воздействия, которые отрицательно влияют на социальное благополучие данной личности. Подготовить человека к социальной самозащите - значит сформировать комплекс качеств личности, позволяющих ему успешно реализовать функцию социальной самозащиты. Формирование подготовленности человека к социальной самозащите осуществляется в процессе его социализации, воспитания и саморазвития, представляющих компоненты целостного процесса, на основе накопления и анализа опыта социального поведения и реагирования в различных социальных ситуациях. Общеметодологической базой процесса формирования у человека подготовленности к социальной самозащите явилась разработанная профессором М.И. Рожковым концепция социального закаливания личности на основе социальных проб. В процессе воспитательной работы с ребенком, подростком, молодым человеком, опираясь на то, чему он уже научен, педагоги, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности, новыми формами и особенностями поведения. Таким образом, процесс развития личности молодого человека должен включать в себя формирование и развитие способности социальной самозащиты. Анализ практической работы школ свидетельствует о том, что подготовка детей и юношества к социальной самозащите происходит стихийно. Процесс этой подготовки осуществляется в целом всем образом жизни, социумом, в котором живет человек, через процесс его включения в различные виды социальной деятельности. В ходе же учебно-воспитательной работы с детьми этой проблеме должного внимания не уделяется. Но на более эффективное формирование подготовленности человека к социальной самозащите влияет именно целенаправленная подготовка, которая может осуществиться на основе различных моделей и программ, реализуемых в педагогическом процессе как в рамках учебной, так и внеучебной работы с детьми. ............ |