Имеют ли вопросы, такие как: «Почему я должен быть моральным» и «Почему я не должен быть эгоистом» однозначные ответы? Делает ли однозначный ответ в такого рода вопросах их более важными или менее важными?
Сколько веков люди ломают головы над проблемами морали, нравственности, как и вообще над всеми вопросами бытия «человека среди людей»! Мы вряд ли ошибемся, если скажем, что история этих вопросов ничуть не меньше, чем история самого человеческого общества, и их важность связана с тем, что они призваны решать все те конфликты и несостыковки, которые возникают из того простого факта: мы на этой Земле живем не в одиночку, а в обществе себе подобных.
Еще древние греки говорили, что человек — это общественное животное. И, исходя из этого факта, моралью по сути является уступка своих интересов, потребностей и удобств в пользу общества. Мораль не есть удобство для данного конкретного человека, напротив — она есть набор обременительных норм поведения, в большинстве противоречащих сиюминутным его удобствам. Следовать только своим удобствам — скорее всего, означает отказаться от норм морали.
Мораль по определению есть продукт общественный, а не индивидуальный и не выдумка отдельно взятого человека. Это означает, что возникает мораль как плод отношений между людьми в обществе и касается тоже только этих же отношений (норм поведения людей по отношению друг к другу). Соответственно, и критериями правильности тех или иных норм морали являются интересы выживания общества, а не интересы отдельного человека.
Мораль — это, в том числе, целесообразное поведение людей внутри общества, выработанное методом проб и ошибок. Общество, в котором слишком долго затягивается процесс выработки таких норм поведения, попросту уничтожает себя самого.
Какое-то время поддерживать эти нормы (против которых всегда найдутся несогласные) приходится силой (либо вождя, либо большинства). Но обычно уже следующее поколение, еще в детском возрасте, воспринимает от старших эти нормы как естественные и единственно возможные. И так – до тех пор, пока условия жизни опять не изменятся, и какие-то нормы морали окажутся в противоречии с новыми реалиями жизни. Тогда снова начинается стихийный процесс разрушения одних норм и становления других, более подходящих для новых условий.
Мораль, по определению, нужна для выживания общества. Она не придумывается, она отбирается «естественным отбором», в результате которого все неприемлемые (ведущие к гибели общества) нормы просто исчезают (часто вместе с людьми, которые пытались их придерживаться), а остаются только те, которые способствуют выживанию.
Отсюда простой вывод: то, что предлагает позавчерашняя мораль, было отобрано и было эффективно в позавчерашнем обществе. Если условия жизни общества с тех пор сильно изменились, то сегодняшняя мораль должна неизбежно в чем-то отличаться. И в сегодняшнем обществе может быть эффективна только сегодняшняя мораль. Единственное исключение – это переходные периоды, когда мораль еще находится в стадии проб и ошибок.
Нарастание несоответствия между массовой моральной практикой и официально закрепленными нормами всегда свидетельствует о неблагополучии в общественной жизни. Причем, неблагополучие это может быть сигналом необходимости двоякого рода перемен: либо общепринятые моральные нормы устарели и требуют замены; либо развитие материальных общественных отношений, отражаемых в моральных нормах, пошло совсем не в ту сторону, в какую ожидалось, и порядок надо наводить именно в этой сфере.
Мораль не должна быть незыблема, как скала. ............