Часть полного текста документа:Плавание в xxi веке: прогнозы и перспективы Член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Н.Ж. Булгакова Доктор педагогических наук, профессор О.И. Попов Аспирант Л.И. Партыка Российская государственная академия физической культуры, Москва Развитие спорта и рост рекордов определены такими социально-экономическими факторами, как уровень жизни населения, поддержка со стороны государства, наличие спортивных баз и инвентаря, организация детско-юношеского спорта, изменения системы международных и национальных соревнований, материально-техническое и медицинское обеспечение спорта. Не в меньшей мере рост рекордов зависит от развития методической мысли и внедрения в тренировочный процесс новаций в технологии подготовки. Система спортивной подготовки в плавании непрерывно изменялась и совершенствовалась в течение более чем столетнего периода. Изучение истории развития рекордов предоставляет возможность проследить за хронологической сменой методических установок в данном виде спорта и различиями в уровне подготовленности элитных пловцов разных лет. Параллельное применение историографического и эргометрического анализов дает ценную информацию о зарождении и распространении новой перспективной методики тренировки и об общих закономерностях адаптации биоэнергетических систем организма сильнейших спортсменов к воздействию данной методики. Эволюция технологии тренировки в спортивном плавании Одним из наиболее эффективных методов количественного анализа мировых рекордов в плавании и других циклических видах спорта является построение эргометрических зависимостей "скорость-время" [12, 17, 32] по данным мировых рекордов на дистанциях различной длины. Общая картина изменения данной зависимости в плавании вольным стилем у мужчин с 1910 по 2000 г. представлена на рис. 1. Поскольку зависимость "скорость -время" криволинейна и описывается степенной функцией, то для графического отображения применяют логарифмический масштаб. Динамика рекордов на дистанциях различной длины происходила неравномерно. Это предопределило соответствующее изменение высоты расположения (коэффициент V0) и угла наклона (коэффициент q) зависимости в разные десятилетия. Значение коэффициента V0 связано с уровнем анаэробной мощности (чем он больше, тем выше мощность), a q обычно интерпретируется как показатель относительной выносливости (чем он меньше, тем лучше способность удерживать скорость с увеличением длины дистанции, т.е. лучше выносливость). С начала века и до середины 1920-х годов пловцы тренировались 2-3 раза в неделю 4-6 месяцев в году. Основным методом тренировки было проплывание длинных дистанций - от 400 до 3000 м равномерно в среднем темпе [20, 39]. Прирост результатов в происходил, главным образом за счет коренных изменений в технике плавания, которая быстро прогрессировала в эти годы. Новации в технике вначале внедрялись на более коротких дистанциях, поэтому результаты на них росли быстрее, что иллюстрирует увеличение наклона зависимости "скорость-время". В эти годы получила распространение методика тренировки, направленная на развитие выносливости: увеличение объема и интенсивности плавания; появление элементов интервальной тренировки, переменного и повторного плавания. ............ |